Парадокс в том, что частичная мобилизация началась у нас прежде за колючей проволокой. Широко разошедшаяся в интернете запись выступления в некоей колонии строгого режима человека, похожего на основателя ЧВК Вагнера Евгения Пригожина, вновь привлекла интерес широкой общественности к весьма щекотливой теме — возможному участию в СВО осужденных, в том числе и за тяжкие преступления. Да, в годы Великой Отечественной войны многие заключенные, включая политических, получили возможность в рядах штрафных батальонов кровью смыть старые грехи, приведшие за решетку. Но это, утверждают критики, было другое — вся страна поднялась ради спасения Родины. Сейчас, дескать, у нас просто локальная спецоперация.
Однако проблема заключается как раз в нехватке штурмовых частей, готовых идти в пробитые артиллерией проломы в обороне противника, занимая и освобождая новые территории. Притом что уже привлечены и Народная милиция донбасских республик, и частично отозванные из жаркой Африки инструкторы ЧВК, и части Росгвардии. Вот только все понимают: запусками высокоточных ракет войну выиграть трудно. Надо иметь силы развивать эффект от таких поражающих ударов.
И тут человек, похожий на Пригожина, четко объясняет заключенным, что вербуют их именно в десантно-штурмовые батальоны. И прошедшие это горнило через полгода участия в контактных боях, вплоть до штыковой, получат помилование. Но решившимся перевернуть свою жизнь и срок обратной дороги не будет. А с дезертирами разговор будет короткий. И явно без суда присяжных. В тот момент, кстати, ужесточение наказания за дезертирство еще не обсуждалось.
Понятно, что реакция на возможность пополнения передовой зеками весьма неоднозначна. У нас уже битый год обсуждается возможность направления осужденных по экономическим статьям на стройки важных для страны объектов. Но консенсуса и по такому вопросу нет. А тут убийцам и торговцам наркотой доверят оружие. Не с одними же ножами они пойдут на вражеские траншеи и эскарпы. Да и где гарантия, что выжившие и помилованные не вернутся к своим прежним привычкам. Не все же останутся и дальше в строю, в надежде отправиться в рядах ЧВК Вагнера куда-нибудь в ЦАР или Мали, подальше от родных мест.
К тому же наша пропаганда жестко отработала по призыву в украинские карательные части уголовников-головорезов, а потому объяснять наши аналогичные планы стало куда труднее.
Между тем новоявленный пророк Владимир Жириновский еще в 2014 году объявлял с трибуны: «Надо из тюрем выпускать, штрафбаты создавать. Сказать, что ни шагу назад». Тогда такие заявление вызывали только смех.
Примечательно, что, по циркулирующим в интернет-пространстве слухам, высшие персоны российской преступной иерархии, воры в законе дали команду смотрящим на зонах не только не препятствовать уходу на фронты СВО, но даже способствовать. И вроде в ответ у некоторых «серьезных людей» появится перспектива на УДО. Так что и в этом плане может быть рискованная сделка.
Но как резонно заметили в пресс-службе компании «Конкорд» со ссылкой на слова Пригожина, недавно отмеченного, как утверждают, высшей наградой Родины, «если не хотите, чтобы воевали зэки, посылайте на фронт ваших сыновей». И вариант призыва людей из действующего резерва еще молодых силовиков в отставке не исключает варианта помилования через горнило боев.
И явно есть смысл в размышлениях о том, что каким бы злодеем ни был Григорий Лукич Скуратов-Бельский, известный как Малюта, гибелью своей на поле брани при штурме крепости в Ливонии он сразу смыл с себя все свои грехи. Мертвые, как говорится, сраму не имут...