Чтобы восстановить вырубленные леса, потребуется не менее 70 лет, поэтому введение запрета на вырубку новых участков леса на весь этот период поможет навести порядок в лесозаготовительной отрасли, а также избежать разрушения экосистемы страны. К такому выводу пришли эксперты Института актуальной экономики, выпустив специальный доклад (имеется в распоряжении News.ru). Правда, аналитики делают оговорку, вводить запрет нужно не одномоментно, а постепенно. Среди других предложений — усиление спутникового мониторинга, а также увеличение срока аренды лесных площадей минимум на 100 лет для поощрения ответственного отношения к возобновлению этого природного ресурса.

В специальном докладе Института актуальной экономики «Лесная промышленность в России: ключевые проблемы, вызовы и перспективы отрасли» аналитики определили основные угрозы для этой сферы. Главными причинами, порождающими серьёзные проблемы, эксперты назвали большую площадь земель неясного назначения, высокий спрос на российскую древесину со стороны Китая, несоответствие формально заявленных участков вырубки фактическим. А кроме того — отсутствие восстановления лесов в должном объёме.

В качестве наиболее результативных мер, способных переломить негативные тенденции, предлагается усиливать орбитальный мониторинг лесной поверхности, а также постепенно ограничивать выдачу разрешений на вырубку новых участков леса вплоть до полной отмены на протяжении 70 лет. Как полагают аналитики, ныне действующее правило с максимальным сроком аренды в 49 лет делает восстановление лесов и уход за молодняком нецелесообразным. Компаниям проще каждый раз после вырубки переходить на новые участки нетронутого леса. Ограничение выдачи разрешений будет стимулировать лесозаготавливающие предприятия восстанавливать леса и использовать их повторно. В качестве ещё одной меры эксперты назвали увеличение штата сотрудников лесного надзора, которые будут иметь право проверять и вырубки лесов, и транспортировку лесо- и пиломатериалов.

Фото: Nikolay Gyngazov/Konstantin Mikhailov/Global Look Press

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Однако, как пояснили собеседники News.ru в отрасли, увеличение штата профильных ведомств не станет панацеей в сложившейся ситуации. Гораздо более эффективной мерой в контроле за оборотом древесины и противодействии её незаконной заготовке могут стать новые геоинформационные сервисы, проще говоря, спутниковые съёмки. К примеру, в Роскосмосе созданы различные программные решения, некоторые из которых уже испытаны и внедряются в отдельных регионах России. Сейчас также на высоком уровне обсуждается вопрос, чтобы ввести новую правовую норму, которая бы позволяла при разборе дела в суде рассматривать снимок со спутника, зафиксировавший нарушения лесного законодательства, как полноценное доказательство.

Напомним также, что в российских политических кругах уже не первый год обсуждается идея полного запрета на определённые виды экспортных поставок леса. Такое предложение выдвигалось ещё в 2009 году, затем законопроект, запрещающий вывоз круглого леса сроком на пять лет, вносился в ГД в 2016-м, однако активная деятельность в этом направлении развернулась лишь спустя два года. В мае 2018 года появился законопроект, запрещающий экспорт деловой древесины (не только круглого леса, но и с минимальной обработкой, например, расколотого пополам) хвойных пород сроком на 10 лет с 2020 года. В ноябре 2018 года идея запрета экспорта древесины прозвучала уже от министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Кобылкина. А в январе 2019 года глава Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Иван Валентик высказался в пользу запрета гражданам, проживающим в Сибири и на Дальнем Востоке, продавать древесину китайским предпринимателям.

Дмитрий КобылкинФото: duma.gov.ruДмитрий Кобылкин

А совсем недавно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ввести временное эмбарго на экспорт леса из России. Декларируемая цель — навести порядок в лесной промышленности России, разобраться с тем, как лесозаготавливающие предприятия обращаются с арендованными участками, проверить законность их аренды.

К слову, неправомерная сдача лесов в аренду иногда становилась основанием и для громких отставок в ряде российских регионов. Так, в 2017 году губернатор Брянской области Александр Богомаз уволил начальника местного управления лесами Владимира Котенкова — за то, что тот скрыл конфликт интересов, — его зять стал крупным арендатором леса. В том же году министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин лишился статуса зампреда регионального правительства после скандала с арендой тогучинского леса. Напомним, тогда из-за нелегитимного договора, подписанного высокопоставленными чиновниками, регион мог лишиться реликтовых лесов.

Российские леса покрывают площадь в 800 млн га, это около 45% территории страны. Россия обладает пятой частью мировых запасов древесины. Естественный прирост оценивается в 1 млн га, однако, по оценке Фонда дикой природы, нетронутые леса России сократились до 225 млн га, а их место занимает молодая поросль с менее ценной древесиной и более примитивной экосистемой.

Между тем уже в апреле компания «Российские космические системы» планирует представить систему дистанционного мониторинга лесов. Данные будут поступать с помощью орбитальной группировки российских спутников по дистанционному зондированию Земли, и это, по мнению экспертов, сможет существенно помочь в борьбе с так называемыми чёрными лесорубами.