В принципе, съезд «Единой России» не стал бы событием нашей политической жизни, если бы не два важнейших обстоятельства. Действительно, что сенсационного в том, что пост заместителя главы генсовета партии официально покинул Сергей Железняк, показным образом проболевший голосование по пенсионной реформе и объявленный коллегами мнимым больным? Или в создании неких курсов для переподготовки партийных аппаратчиков (партшкола), цель которых — продемонстрировать внутрипартийный карьерный лифт при условии абсолютной лояльности. Ну, а новые морально-этические заповеди поведения членов вызывают в обществе скорее иронические ассоциации.
А вот выступление на съезде президента, как и писал News.ru, превращало форум партии власти в заметное событие, поскольку Владимир Путин своей речью как бы убивал двух зайцев: и статус собрания поднимал, и получал резонансную трибуну для ряда программных заявлений. Однако он ограничился чисто партийной тематикой, причем его выступление и семантически, и структурно совпало с речью премьера Медведева. Иными словами, президент дал понять, что партия для него исключительно инструмент для реализации определенных целей. А потому выносить на такие форумы глобальные инициативы он, видимо, не считает целесообразным. Вывод: политическую реальность в стране пока никто менять не собирается.
Нежданное откровение Сергея Кириенко
Другой важнейший аспект прошедшего форума единороссов — это весьма показательная деятельность в его рамках человека, ответственного ныне за разработку параметров внутренней политики. И, как теперь выясняется, Сергей Кириенко и официально выступил на съезде, и провел неофициальный брифинг для верхушки партии под видом делового завтрака. В своём открытом выступлении Кириенко возмутился запретами на проведение концертов ряда популярных рэперов и напомнил, что с молодёжью надо учиться работать без нелепых запретов и излишнего давления. Сказался, видимо, его опыт работы в райкоме еще ВЛКСМ.

Однако в таком посыле внимательные аналитики рассмотрели некий намёк на столкновение двух реально самых мощных партий современной России: условных силовиков, которым и приписывают все сценарии срывов концертов бунтующих певцов протеста, и партии кремлевской администрации со всей бюрократической вертикалью. Такая вертикаль с представительством Кириенко включает и саму партию власти. Об этом свидетельствует и информация, просочившаяся с закрытого для печати завтрака в присутствии замглавы президентской администрации.
А ведь под стук ложечек в кофейных чашечках Сергей Владиленович сообщил, что после одобрения пенсионной реформы в Кремле, дескать, были не уверены в действенности «Единой России» и якобы подумывали о её замене на шахматной доске нашей политической игры. Но, слава богу, все успокоилось. И, наоборот, партия спасла политическую пирамиду власти в стране, придав ей необходимую устойчивость.
Казалось бы, зачем опытному аппаратчику так откровенничать, раз, что называется, пронесло. Но если такой инсайд — правда, то вывод может быть сделан только один: месседж Кириенко призван не успокоить, а мобилизовать партийцев. Поскольку раз уже подумывали о замене ЕР, то к такой простой идее могут в любой момент вернуться. К тому же в стабилизации системы главную роль явно сыграла не партия, а пассивность общества. Тем более, что многие последствия реформы начнут по-настоящему ощущаться в самые ближайшие годы. А в 2021 году выборы в Госдуму. Наверное, приглашенные на брифинг с чаем и кофе намёк замглавы администрации поняли. И кофе пили без всякого удовольствия — уж на лаврах почивать не получится.
Но главное, что съезд «Единой России» самым неожиданным образом совпал с поездкой в Иран спикера Госдумы Вячеслава Володина. Как говорит в таких случаях известный телеведущий: «Совпадение? Не думаю!» Еще недавно, будучи в Кремле, именно Володин негласно руководил партией власти. Теперь дипломатично лишний раз подчеркнут в этом плане абсолютный приоритет Сергея Кириенко.