Двухдневная межафганская конференция, стартовавшая в Москве 5 февраля, впервые обеспечила на российской территории переговорную площадку для «Талибана» (движение запрещено в РФ) и политической оппозиции Афганистана. Несмотря на то, что встреча носит неформальный характер и названа российским Министерством иностранных дел инициативой афганской диаспоры, её созыв оказался важен для понимания позиции талибов, которым накануне удалось достигнуть большого прогресса в прямых переговорах с США.
В первый день конференции, на которой побывал корреспондент News.ru, организаторы поспешили уверить журналистов, что российское руководство не имеет отношения к финансированию межафганской встречи, хотя она и состоялась сразу после заявлений американских властей о собственном прогрессе в непосредственных переговорах с талибами.
«Естественно, МИД помогал с логистикой», — заявил представитель афганской диаспоры в Москве Гулам Мохаммад Джалал, однако отказался считать встречу инициативой российской дипломатии.
На Смоленской площади также открещиваются от лавров организатора нынешних переговоров по Афганистану. В ведомстве отмечают, что конференция не имеет ничего общего с «московским форматом», где, как известно, обычно участвуют представители различных государств. На межафганских переговорах, например, официально нет российских дипломатов.
По оценкам Джалала, в Москву прибыли около 10 членов политического офиса «Талибана» в Катаре. Делегацию запрещённой в России организации возглавил Мохаммад Аббас Станикзай. В разговоре с корреспондентом News.ru он заявил, что талибы готовы рассмотреть предложение об участии в новой встрече в «московском формате». Предыдущее заседание на подобной площадке проходило в ноябре 2018 года. О мотивации представителей радикальной группировки говорить с Россией в то время, когда она вполне успешно разговаривает с американской стороной, известно немного. Аналитики ещё осенью прошлого года говорили о попытках талибов выторговать таким образом себе какие-либо уступки от американской стороны, которая не может без обеспокоенности смотреть, как Россия предпринимает попытки на афганском направлении. Участие оппозиции в лице бывших командиров «Северного альянса» в межафганской встрече более понятно: объединение всегда относилось с пониманием к позиции России. Так, экс-губернатор провинции Балх Атта Мохаммад Нур заявил, что необходимо выслушивать все стороны, которые пытаются урегулировать афганский кризис.
Наблюдатели фиксируют конкуренцию между российской и американской инициативами по Афганистану. Отчасти на это указывают и заявления российского руководства. Накануне встречи в Москве между различными политическими течениями Афганистана глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая в Бишкеке на совместной пресс-конференции по итогам переговоров со своим киргизским коллегой, обвинил США в попытках присвоить мирный процесс. Соединённые Штаты, по его оценкам, практикуют «односторонний» и «эгоистичный» стиль работы, пытаясь вести переговоры с боевиками келейно. Вероятно, министр имел в виду то, что прямой переговорный процесс между Америкой и талибами фактически исключил участие официального Кабула и важных региональных игроков, которых, к примеру, включает в себя «московский формат».
Важно заметить, что в первый день конференции по межафганскому диалогу с заявлениями выступил МИД Узбекистана. Шеф узбекской дипломатии Абдулазиз Камилов по итогам встречи со спецпредставителем генсека ООН по Афганистану Тадамити Ямамото заявил о готовности своей страны к организации прямых переговорах между афганским правительством и движением талибов. Как отмечается в сообщении дипломатического ведомства страны, узбекская сторона готова на любом этапе создать все необходимые условия для прямого диалога между боевиками и делегатами официального Кабула. Сам Ямамото, в свою очередь, дал высокую оценку узбекской политике по началу мирного процесса в Афганистане, осуществлению инфраструктурных проектов и вовлечению Кабула в сотрудничество на региональном уровне. Ташкент после прихода к власти в 2016 году Шавката Мирзиёева стал активно участвовать в международных мероприятиях по поиску путей урегулирования ситуации в Афганистане. Узбекистан представил собственную площадку для урегулирования гражданского конфликта в стране. Тем не менее ряд аналитиков подозревают Ташкент в проамериканской политике на этом направлении.