Задача спецслужб — обслуживать интересы государства и их отстаивать. Вопрос в том, как эти задачи ставятся перед спецслужбами государством. Применительно к Украине внутри силовых структур, как внутри политической элиты, много групп, которые обслуживают разные фрагменты нынешней киевской власти, в том числе внешних кураторов Киева. Поэтому неудивительно, что спецслужбы Украины оказываются в центре внимания в первую очередь из-за скандалов и связанных с ними увольнений.
Против НАБУ
Верховная рада 7 декабря зарегистрировала, но затем сняла с повестки дня рассмотрение законопроекта, позволяющего парламенту выражать недоверие и увольнять руководство антикоррупционных органов, а именно — Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП).
В парламенте объясняют это бюрократическими проволочками и подготовкой к широкому обсуждению проекта документа, однако причина, по всей видимости, более банальная — давление западных партнёров. Сначала США в лице представителей ФБР и бывшего министра обороны США Майкла Карпентера дали понять Киеву, что находятся на стороне НАБУ, а затем пресс-секретарь по иностранным делам и политике безопасности Евросоюза Майя Косьянчич раскритиковала действия Генпрокуратуры Украины в раскрытии информации о расследовании НАБУ.
Напомним, что в ноябре на Украине разразился очередной громкий скандал — Служба безопасности Украины обвинила НАБУ в провокации взятки. После этого началась полная неразбериха: уже НАБУ обвинило Генпрокуратуру и СБУ в срыве секретной операции по выявлению коррупции в Госмиграционной службе, а также в обысках конспиративных квартир и жилья сотрудников НАБУ. Затем детективы НАБУ начали расследование уголовного дела о незаконном обогащении генпрокурора Юрия Луценко. В свою очередь Луценко назвал агентов НАБУ, которые работают под прикрытием, «нелегальной группировкой», обвинил НАБУ в «сотрудничестве с иностранными спецслужбами», а в ГПУ возбудили уголовное производство в отношении директора НАБУ Артёма Сытника — «из-за вероятного разглашения данных следствия» и т.д.
4 декабря две крупнейшие фракции Верховной рады — Блок Петра Порошенко и «Народный фронт» — официально встали на сторону Генпрокуратуры и СБУ в их конфликте с НАБУ и САП. А генпрокурор Юрий Луценко обвинил главу НАБУ Артёма Сытника уже в «незаконной деятельности ФБР США на территории Украины». При этом Луценко, конечно же, умолчал, что ЦРУ занимало (а возможно, продолжает занимать) целый этаж здания Службы безопасности Украины, а представители военной разведки США вполне легально работают с украинскими вооружёнными силами. Но на этом взаимные обвинения силовиков не закончились — они появляются буквально каждый день, их список можно продолжать долго.
Почему украинские власти не выступают в качестве модератора конфликта, а заняли позицию против НАБУ, с которым, по заявлению ФБР, работают американские агенты на «ротационной основе» и деятельность которого официально поддерживают США и ЕС?
Ответ очевиден — антикоррупционное бюро выступает раздражителем коррумпированной украинской политической элиты и поддерживает её в тонусе. Так, именно НАБУ проводит резонансные расследования против сына главы МВД Авакова и предприятий Порошенко, которые вроде как продавали бронемашины стране с трёхкратной накруткой.
Верная «избушка» Порошенко
«Избушка» (так сотрудники СБУ сами называют свою контору) полностью подотчётна и подконтрольна президенту Украины. По сути, СБУ — это инструмент силового характера, позволяющий проводить рейды и заводить уголовные дела, то есть контролировать ситуацию в стране и получать финансовую выгоду за счёт давления на другие ведомства, министерства, бизнес-структуры, олигархат.
Однако, в последнее время со стороны Запада раздаётся много критики в адрес СБУ и призывов к скорейшему реформированию службы. «Важно как можно быстрее сделать так, чтобы СБУ сосредоточилась на контрразведке и противодействии терроризму, а также прекратить ту её деятельность, которая поручена (другим) правоохранительным органам», — отмечал глава представительства Евросоюза на Украине Хьюг Мингарелли.
По словам опрошенных News.ru экспертов, Запад имеет возможность под безобидными предлогами менять ситуацию внутри государства, и в данном случае он стремится не столько реформировать СБУ, сколько вывести службу из-под контроля Порошенко — чтобы у него в руках не было столь значимого рычага по удержанию власти. Возможная логика — монополизация власти действующим президентом не отвечает интересам иностранцев, которым выгодно иметь на Украине несколько центров силы и принятия решений. В этом смысле надзор за СБУ со стороны другой силовой структуры — это та мера, которая, с одной стороны, позволяет хоть немного снизить уровень коррупции, с другой — препятствовать укреплению вертикали власти нынешнего президента.
При этом сам Порошенко, видимо, во внутренних раскладах пытается сохранить какую-либо самостоятельность, в том числе за счёт Службы внешней разведки, фактически переориентировав СВР на решение задач внутри страны.
Внешняя контрразведка Украины
Служба внешней разведки, во главе которой с 2016 года стоял временно исполняющий обязанности генерал-лейтенант запаса Игорь Разинков, который, в свою очередь, заменил на посту назначенного в 2014-м военного разведчика и дипломата Игоря Гвоздя, получила нового руководителя в сентябре 2017 года. Им стал Егор Божок, 1980 года рождения. Он никогда не работал в разведке, вся его карьера была связана с дипломатической работой, причём он специализировался на отношениях с Североатлантическим альянсом — был прикомандирован к украинской миссии при НАТО с 2013 года. Как только Божок был назначен на новую должность, Разинков был освобождён от своих обязанностей, а заместители главы СВР Павел Пашковский и Владимир Синькевич — уволены без назначения на эти посты новых людей.
Украинское издание «Страна» со ссылками на свои источники в службе отмечает, что Егор Божок — «понятный для западных союзников человек», однако Порошенко рассчитывает на его лояльность, поскольку хочет продолжить использовать возможности и ресурсы СВР для борьбы со своими политическими соперниками внутри страны.
«Первые лица Украины недвусмысленно намекали (прежнему) руководству разведки, что основные угрозы интересам государства существуют не вовне, а внутри страны. Главным образом, президента и его советников интересовали технические ресурсы нашей службы — современные комплексы для слежения и прослушки, — рассказал собеседник издания. — Они должны использоваться для нужд именно внешней разведки. Но на Банковой требовали, чтобы наши „радары“, грубо говоря, были развернуты внутрь Украины и занимались отслеживанием в том числе и украинских политиков, и бизнесменов, а особенно — политических оппонентов действующего президента».
Конечно, как президент страны использует Службу внешней разведки — это дело властей и граждан Украины, однако ресурсы этой спецслужбы (как агентурные, так аналитические) направлены не только на вербовку агентов и т.д., но в первую очередь на обеспечение безопасности и борьбу с исламистами и терроризмом. По данным издания, вербовка агентуры за рубежом в СВР с самого первого года независимости Украины ведётся лишь на бумаге. Почти все якобы «завербованные агенты» — иностранцы из числа знакомых сотрудников службы, представители диаспоры и просто дружественно настроенные к Украине люди, с которыми общаются, представляясь сотрудниками украинских диппредставительств. «Вербовка в США и странах Евросоюза по факту не одобряется руководством „во избежание дипломатического скандала“, — отметил источник «Страны». — А в России вербовать агентуру крайне опасно, так как легко попасть под колпак ФСБ».