Испанская полиция освободила задержанного по запросу России в Интерпол Уильяма Браудера. Стражи порядка сослались на истёкший срок ордера на арест инвестора.
Глава фонда Hermitage Capital Management Уильям Браудер сообщил в своём Twitter, что оказался в руках испанской полиции, обвинив в задержании Россию. По словам Браудера, он находится в Мадриде для того, чтобы сообщить испанскому суду информацию из «кейса Магнитского» об огромном количестве денег, переводившихся российской элитой в Испанию.
Ironically, the reason I’m in Madrid is to give evidence to senior Spanish anti Russian mafia prosecutor Jose Grinda about the huge amount of money from the Magnitsky case that flowed to Spain. Now that I’m released my mission carries on. Meeting with Prosector Grinda now
— Bill Browder (@Billbrowder) May 30, 2018
— Задержание скандально известного бизнесмена Уильяма Браудера в Мадриде по российскому запросу — жест доброй воли со стороны правоохранительных органов Испании по отношению к российским коллегам, — рассказал корреспонденту News.ru первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин.
Политолог напомнил, что между правоохранительными и судебными органами России и Испании давно налажено тесное сотрудничество.
— В феврале на суд по делу «русской мафии» для дачи показаний явился депутат Государственной думы РФ Владислав Резник. Он мог бы не ехать в Мадрид, так как защищён депутатской неприкосновенностью, но всё же явился и дал показания, желая обелить своё имя. В Испании явно оценили этот жест доброй воли, — сообщил эксперт.
Также Макаркин отметил, что между российскими и испанскими правоохранительными органами не было конфликтов, подобных делу Литвиненко или Скрипалей. Испания не Британия, там нет неприязни к российским правоохранителям, поэтому добросовестно реагируют на запросы Москвы в Интерпол, пояснил он.
Good news. Spanish National Police just released me after Interpol General Secretary in Lyon advised them not to honor the new Russian Interpol Red Notice. This is the 6th time that Russia has abused Interpol in my case pic.twitter.com/ZonzXizvIJ
— Bill Browder (@Billbrowder) 30 мая 2018 г.
В то же время, полагает Макаркин, неудивительно, что реальной выдачи Браудера Москве не произошло.
— Это дело может перейти на государственный, политический уровень, а Испания — член Евросоюза и не будет сейчас портить отношения с другими странами Запада. В 2000 году по требованию российской Генпрокуратуры был задержан в Испании медиамагнат Владимир Гусинский. Но и тогда в итоге выдачи Гусинского Москве не произошло, — считает политолог.
В любом случае, по мнению эксперта, испанцы доставили Браудеру серьёзные неудобства, поскольку до задержания тот был уверен в своей неуязвимости и неприкосновенности.
This is the arrest warrant pic.twitter.com/Cr1Sf4vS4a
— Bill Browder (@Billbrowder) 30 мая 2018 г.
Возглавляемый Браудером с 1995 по 2006 год фонд был одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику. В 2008 году по делу о финансовых махинациях и об уклонении от уплаты налогов был задержан аудитор фонда Дмитрий Магнитский. В 2009 году он умер в СИЗО «Матросская тишина». Браудер развернул международную информационную кампанию вокруг «дела Магнитского», обвиняя в его смерти российские власти. Якобы те устранили Магнитского из-за того, что он раскрыл схемы вывода денег российской элитой из России. В 2012 году в США был принят «акт Магнитского», а затем схожие документы приняли Великобритания, Канада и Литва. Акт отменял поправку Джексона — Вэника и вводил санкции против тех, кто, по мнению Вашингтона, ответственен за нарушение прав человека в России.
В свою очередь российский суд в 2013 году заочно осудил Браудера на девять лет заключения по делу о финансовых махинациях. Финансиста обвиняли в том числе в преднамеренном банкротстве компании «Дальняя степь» и выводе за рубеж акций «Газпрома». В феврале прошлого года Тверской суд санкционировал заочный арест проживающих в Лондоне Браудера и его бизнес-партнёра Ивана Черкасова и установил для них срок содержания под стражей в течение двух месяцев либо с момента задержания в России, либо с момента передачи правоохранительным органам.