Один из американских штатов — Нью-Мексико — станет первым в мире регионом со своим официальным ароматом. Наряду с гимном, флагом, эмблемой и другими государственными символами у региона появится и собственный запах — обжаренного на открытом огне перца чили. Каждый год с марта по октябрь сладковатый привкус заполняет собой каждый уголок, и перепутать его ни с чем невозможно. Местные политики уверены: это поможет Нью-Мексико конкурировать с извечным соперником-соседом — штатом Колорадо. Чем пахнет геополитика на примере американской глубинки — в материале NEWS.ru.
Перечные войны
Законопроект, внесенный сенатором-демократом Биллом Соулзом, уже прошел одобрение в комитете по делам индейцев, сельского хозяйства и культуры. Дебаты прошли без споров, но весьма оживленно — каждый из законодателей норовил рассказать свою историю о том, как он не может прожить и дня без чили и в какие блюда добавляет перчик его супруга. Нет сомнений, что закон утвердят и на общем голосовании.
Запах чили уникален для нас. Я пытался найти аналогичный пример аромата, который был бы столь же распространен в другом штате, и ничего не пришло на ум, — признал автор идеи Соулз. — Конечно, кое-где у нас пахнет коровьими лепешками, а кое-где нефтяными деньгами, но это не идет ни в какое сравнение с чили.
Инициатива возникла не на пустом месте. Нью-Мексико дает 60% чилийского перца в стране. Здесь расположена деревня Хэтч — мировая столица производства уникального красного и зеленого перца, секрет которого передается из поколения в поколение. Недаром Red or green? («Красный или зеленый?») считается официальным вопросом штата.
Вообще, Нью-Мексико славится обилием национальных атрибутов и символов, порой весьма необычных. У него есть не только собственный девиз — Crescit Eundo (в переводе с латыни — «растет на ходу», намек на территориальную экспансию), но и собственный цветок — юкка, собственное официальное насекомое — тропическая оса (тарантуловый ястреб). Официальным предметом гардероба новых мексиканцев считается галстук-боло (ковбойская шнуровка), а официальным транспортным средством — воздушный шар. Теперь к джентльменскому набору прибавится аромат чили, «навсегда оставшийся в сердцах и на тарелках новых мексиканцев».
Обжарка перца представляет собой почти магическое действо.
Оно свершается на задних дворах, парковках супермаркетов и специальных придорожных стендах, где фермеры вытаскивают на свет божий цилиндрические жаровни промышленных размеров. Они ревут, как реактивный двигатель, обугливая 25-фунтовый мешок с перцем примерно за пять минут, — описывают процесс местные СМИ.
Законодатели надеются, что утверждение «государственного аромата» повысит политический статус Нью-Мексико и даст ему фору в конкуренции с соседним Колорадо. Они исторически соперничают во всем — от баскетбола и курортов до еды. Не первый год два штата ведут «перечные войны» — извечный спор за то, чей чили лучше. Жители Колорадо настаивают, что перец, выращенный в Пуэбло, «лучше — и точка».
Жители Колорадо бессовестно задаются. Почему-то они взяли себе в голову, что могут соперничать с нами по части качества зеленого чили. Не тут-то было, — возмущаются нью-мексиканцы.
Они надеются, что продвижение чилийского бренда позволит им оттянуть туристов из Колорадо, который пока обходит соседей. Так, в 2021 году в Колорадо побывали 84,2 млн путешественников, в то время как Нью-Мексико — в два раза меньше.
Запах родины
Пока мало кто в мире додумался запатентовать «государственные ароматы», особенно на уровне регионов и уж тем более целых государств.
В 2017 году власти Майами представили аромат — официальный символ популярного курорта, составленный профессиональным швейцарским парфюмером, переехавшим в Нью-Джерси. «Запах Майами», разлитый по склянкам, воплотил в себе целую палитру чувственных ассоциаций.
Это фруктовый аромат моря, солнца, соленого воздуха, цитрусов с нотками пляжной неги и богемной суеты, — признавали дегустаторы.
«Запах нации» разработали и парфюмеры Литвы. Освежитель воздуха (и одновременно туалетная вода) Lietuvos Kvapas («Запах Литвы»), созданный французской фирмой, стал попыткой «провести ребрендинг небольшой республики, стремящейся избавиться от наследия советского прошлого».
В «антисоветскую» формулу, над которой работали целых два года, вошли запахи полевых цветов, малины, сирени, розы, ландыша и мха в сочетании с нотками бергамота, имбиря, сандала, кедра и мускуса. Духи, разлитые по 25-миллиметровым флакончикам, продавали как сувениры. А в администрации литовского премьера заказали несколько бутылочек, которые были подарены лидерам других балтийских республик, дипломатам, а также отправлены в Афганистан, чтобы солдаты литовской военной миссии на чужбине вспоминали о родине.