19 мая 2025 в 17:45

«Я за деспотизм». Как Юрий Григорович стал величайшим хореографом мира

Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра Союза ССР Юрий Григорович и балерина Наталья Бессмертнова во время работы над балетом «Ангара» Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра Союза ССР Юрий Григорович и балерина Наталья Бессмертнова во время работы над балетом «Ангара» Фото: Александр Коньков /Фотохроника ТАСС

Сегодня, 19 мая, стало известно о смерти балетмейстера Юрия Григоровича. Он скончался в возрасте 98 лет. С ним простятся в Большом театре 23 мая. Григорович будет похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с супругой Натальей Бессмертновой. Каким запомнили российского хореографа его коллеги и знакомые — в материале NEWS.ru.

«Григорович — человек удивительной силы и воспитания»

Артист балета, режиссер, заслуженный артист РФ Владимир Аджамов:

— Юрий Николаевич — это целая эпоха российского советского балета. Что можно сказать о глыбе, возвышающейся над всей огромной Родиной? Это человек, создавший работы, которые живут и будут жить еще, по-моему, века. Человек удивительной силы, энергетики, воспитания мужского танца, воспитавший великих танцовщиков, балерин, которые сегодня прославляют как русский, московский балет, так и Юрия Николаевича Григоровича.

Я бы хотел, чтобы этот человек покоился с миром. Он сделал очень многое для нас. Это действительно очень важная фигура в истории нашего балета и будущего нашего балета. Дай Бог, чтобы кто-то творил так же плодотворно и мысляще глобально, как он.

Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра Союза ССР Юрий Николаевич Григорович Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра Союза ССР Юрий Николаевич Григорович Фото: Александр Макаров/РИА Новости

Кончина гения мировой сцены стала не единственным несчастьем этого дня. К сожалению, буквально накануне ухода из жизни Юрия Григоровича стало известно еще об одной огромной потере. Умер знаменитый артист балета Юрий Владимиров. 19 мая стал поистине черным днем Большого театра и отечественной хореографии.

«Мог послать куда подальше»

Режиссер Олег Шиловский, который снимал фильм о Юрии Григоровиче:

— К 90-летию Григоровича мы снимали документальный фильм для Первого канала. В тот год Юрий Николаевич восстанавливал свой первый классический балет «Каменный цветок». В декабре в Мариинском театре он проводил репетиции. Всем известно, что мэтр не терпел съемок во время этого священного процесса, но все же для нашей бригады было сделано исключение. Это было огромной творческой удачей.

Нас заранее попросили не слишком мелькать камерой, стараться не досаждать, снимать подальше, со стороны, ведь мастер крут характером и, если что-то не так, может и послать куда подальше. Ведь на репетициях артистам даже в туалет нельзя было отлучиться. Наш фильм так и назывался «Юрий Грозный». Так что мы были максимально осторожны и даже радиопетлю не повесили, чтобы не беспокоить Юрия Николаевича и записывали звук на пушку. Он, конечно, поглядывал в нашу сторону, но, к счастью, замечаний не делал.

Я стал свидетелем действительно его крутого нрава. Гроза внезапно разразилась над головой дирижера. «Вы не понимаете партитуры! Здесь нельзя так играть! Вы еще под стол пешком ходили, когда я ставил этот балет!» — сказал ему Григорович.

Дирижер слабо оправдывался, но переубедить Григоровича было невозможно! Правда, ненастье развеялось так же внезапно, как и произошло.

Прогон балета «Каменный цветок» в постановке Ю. Григоровича Прогон балета «Каменный цветок» в постановке Ю. Григоровича Фото: Максим Шеметов/ТАСС

Был ли Григорович деспотом?

Ректор Академии русского балета имени Вагановой, народный артист России Николай Цискаридзе:

— Сегодня очень горький день в истории Большого театра, потому что утром пришла новость, что не стало гениального танцовщика Юрия Кузьмича Владимирова, первого исполнителя балета «Иван Грозный» Григоровича. Утром, когда узнал эту новость, я подумал: главное, чтобы Юрию Николаевичу никто не сказал, чтобы он не расстроился, я знал, что он болеет. И вот через несколько часов приходит известие, что Юрий Николаевич ушел.

Он был очень строгим человеком, очень строгим. Он сам лучше всего сказал в одном из интервью, когда его спросили о строгости: «Вы за тиранию?», он сказал: «Нет, я за деспотизм». Во многом это было так. При нем была такая дисциплина в театре, такой порядок — нынешнему балетному руководству это не снится.

Очень часто именитые актеры к нему приходили и говорили: «Я хочу приготовить такую роль». Он говорил: «Это не ваше» и проходил. И ничего не могли сделать, а это были народные артисты. А сейчас, когда все танцуют всё, и ты видишь шедевры в ужасающем состоянии, становится стыдно.

До спектаклей Григоровича на сцене СССР в основном царствовало такое направление, как драмбалет. Это масштабные, пышные спектакли, где было очень много пантомимных сцен и огромное количество бутафории. А он придумал все эти игровые моменты передавать посредством пластики. Тогда в СССР это был колоссальный прорыв, такого не было нигде.

Меня он очень любил. Я честно, хорошо делал свое дело, и Григорович очень корректно ко мне относился. Он знал, что я не валяю дурака, и мне никогда от него не попадало.

Юрий Григорович (слева) поздравляет Николая Цискаридзе Юрий Григорович (слева) поздравляет Николая Цискаридзе Фото: Александр Косинец/ТАСС

«Большой театр будет гордиться, что Григорович был его частью»

Премьер Большого театра Денис Родькин:

— Юрий Николаевич Григорович был и остается символом Большого театра, человеком, который навсегда вписал свое имя в историю мирового балета. Его балеты — это не просто хореографические произведения, это настоящие театральные шедевры, наполненные драматизмом, страстью и глубоким смыслом.

Мне посчастливилось работать с великим мастером! Именно он утверждал меня на роли в таких легендарных постановках, как «Спартак», «Иван Грозный», «Легенда о любви». Я горжусь тем, что был частью его творческой вселенной и имел возможность учиться у гения.

Сегодня мир балета осиротел. Мы потеряли не только выдающегося мастера, но и вдохновляющего наставника, который всегда стремился к совершенству и учил нас делать то же самое. Его вклад в искусство неоценим, и его имя навсегда останется в наших сердцах.

Светлая память великому художнику. Большой театр всегда будет гордиться тем, что Юрий Николаевич Григорович был его частью.

Читайте также:

Смертельная болезнь, бездетность, мнение о Путине: где сейчас Цискаридзе

«Манила атмосфера кулис»: дочь Басилашвили о бабушке и родителях

«Щелкунчик» за миллион: почему билеты в Большой театр такие дорогие?