Количество тяжёлых аварий на дорогах России, а также их жертв продолжает постепенно снижаться. Согласно данным ГИБДД, приведённым в статистических итогах прошлого года, в общей сложности за 2018-й произошло чуть больше 168 тысяч ДТП, в результате которых погибли около 18 тысяч человек (-4,6%) и ещё порядка 214,6 тыс. пострадали (-0,2%). Несмотря на то что данные цифры достаточно внушительны, они оказались самыми скромными за последние несколько десятков лет. Рекордным для России в плане смертности на дорогах был 2003 год, когда жертвами аварий стали свыше 35 тысяч человек (для понимания масштаба: за 10 лет войны в Афганистане потери Советской армии, по официальным данным, составили порядка 15 тысяч человек, по неофициальным — 26 тысяч). Этот показатель почти в два раза больше, чем в минувшем году.
Пьяных людей на дорогах России, судя по статистике, не убавилось. В общей сложности они стали участниками почти 16,5 тысячи тяжких ДТП, в результате которых погибли 4645 человек и около 22,4 тысячи пострадали. Число аварий и раненных в ДТП с нетрезвыми выросло, а случаев со смертельным исходом по сравнению с 2017-м стало всего лишь на два меньше.
Ситуация с водителями, которые попадали в ДТП и отказывались от медицинского освидетельствования, что с точки зрения закона эквивалентно езде в пьяном виде, стала немного лучше. Число такого рода аварий составило порядка 3,7 тысячи, что на 8% меньше, чем годом ранее. Количество жертв упало сразу на 16,5% и достигло 147.
Заметно улучшились показатели аварийности пешеходов. За 2018-й с их участием произошло порядка 50 тысяч серьёзных ДТП. Под колёсами погибли 5299 человек, что почти на 10% меньше, чем год назад. Ещё чуть более 47 тысяч человек получили травмы — данный показатель упал приблизительно на 5%. Также снизилось количество погибших и раненных в авариях детей. За прошлый год на дорогах погибли 869 несовершеннолетних, ещё свыше 27 тысяч пострадали. За год число жертв стало меньше примерно на 7%, однако число раненых выросло на 2%.
В авариях с участием автобусов погибли 269 человек, что заметно меньше, чем годом ранее, когда такого рода ДТП унесли жизни 324 человек. Однако учитывая то, что два других важных показателя — количество серьёзных аварий (более 4,5 тысячи) и число раненых (5 тысяч) — стали хуже в прошлом году, о каком-то кардинальном изменении ситуации в сфере пассажирских перевозок, несмотря на определённые усилия ГИБДД в этом направлении, говорить пока не приходится.
Также высоким остаётся число аварий с участием технически неисправных транспортных средств. В связи с этим стоит отметить, что в скором времени контроль за техосмотром может вновь лечь на плечи ГИБДД. Соответствующий проект закона находится на рассмотрении в Государственной думе. В случае его принятия ситуация в данной сфере должна улучшиться, так как сейчас значительная часть автомобилистов, по словам экспертов, покупает себе диагностические карты без реального осмотра транспортных средств.
Дальнейшие планы
Добиться улучшения ситуации на российских дорогах удалось далеко не по всем показателям. В соответствии с принятой в минувшем году Стратегией безопасности дорожного движения до 2024 года, к этому времени смертность в результате аварий должна сократиться в несколько раз. В документе чиновники оперируют показателем социального риска — количеством погибших на 100 тыс. населения.
«Показатель социального риска в 2016 году в России составил 13,8 погибшего на 100 тыс. населения, в то время как среднее значение в Европейском союзе составило 5 погибших. Так, риск гибели в дорожно-транспортных происшествиях был ниже в Швеции, чем в Российской Федерации, в 5 раз (2,7 погибшего 100 тыс. населения), в Германии — в 3,5 раза (3,9 погибшего на 100 тыс. населения) и в Великобритании — в 4,9 раза (2,8 погибшего на 100 тыс. населения)», — говорится в тексте документа.
В 2017-м данный показатель достиг примерно 13 погибших на 100 тыс. человек. Согласно Стратегии, к 2024 году он должен упасть до 4 человек.
При этом депутат ГД Вячеслав Лысаков, который является автором ряда «автомобильных» законопроектов, считает, что абсолютные цифры аварийности не совсем точно отражают ситуацию, которая в действительности происходит на дорогах. В разговоре с RT парламентарий также отметил, что аварийность снижается не только благодаря усилиям ГИБДД, но и государства в целом.
«Единственная наша сейчас серьёзная ошибка — это превалирование наказания над профилактикой ДТП», — подытожил Лысаков.