Президент России Владимир Путин положил конец в очередной раз возникшей дискуссии о целесообразности пересаживания чиновников и прочих государственных лиц с «персоналками» на отечественные автомобили. Только на этот раз, вопреки проявившимся было традиционным саркастическим комментариям, процессу дан «зеленый свет».
Третья попытка привить любовь к нашим «колесам»
Президент был лаконичен. В ответ на просьбы ведомств и спецгаража разрешить и впредь приобретать иномарки он ответил, что такие покупки должны быть абсолютно исключены и чиновники должны ездить только на отечественных автомобилях. В некотором смысле президент подвел итог патриотической инициативы, сначала сформулированной главой Минфина Антоном Силуановым, а затем и спикером Госдумы Вячеславом Володиным, напомнившим, что у нас есть свои «Москвичи», «Лады» и «Аурусы», на которых вскоре предстоит ездить депутатам и сотрудникам аппарата парламента.
Понятно, что такое решение — это не только подспорье для нашего автопрома, но и ответ на усиливающийся в обществе, особенно в обстановке проведения СВО, запрос на социальную справедливость. Любые привилегии тех же чиновников должны быть разумными и не выглядеть вызовом населению. И есть надежда, что любовь к отечественным автомобилям наконец восторжествует. Вряд ли бы стоило использовать каналы параллельного импорта для поддержания у слуг народа ложного представления о престижности.
Вспоминая Бориса Немцова
Между тем первым привить любовь к российским авто попытался Борис Немцов, оказавшийся в кресле вице-премьера. Тогда он предложил все служивые иномарки продать на аукционах, а чиновников пересадить на «Волги». Государевы люди встретили такое предложение в штыки. Самого Немцова, экс-губернатора Нижнего Новгорода, обвинили в эгоистичном лоббировании интересов ГАЗа. А его предложение представили как экономически не просчитанное, поскольку-де только на ремонт отечественных «Лад» придется тратить столько, что они покажутся золотыми.
Борис Ельцин вроде вначале поддержал своего фаворита, но потом его смогли переубедить. Затем уже «мэр всея Руси» Юрий Лужков рискнул вдохнуть жизнь в умиравший АЗЛК и пересадил городских начальников на новые столичные модели — «Князь Владимир» и «Иван Калита». Однако и на этот раз экскурс в национальную историю продлился недолго. И вскоре начальники департаментов и комитетов мэрии, депутаты Мосгордумы «оседлали» «Вольво». Правда, локализованной российской сборки. Да и сам Лужков отказался от еще советской цэковской «Чайки» и с годами освоил «Майбах».
Надо сказать, что выходом для привыкших к комфортному передвижению чиновников стало открытие в стране сборочных заводов западных производителей, а потому и «Мерседес» с прикрученными у нас рулем и колесами уже выглядел вполне патриотично.
Чиновники на выдумки хитры
К слову, и во время президентства Дмитрия Медведева также проблема поощрения нашего автопрома путем массовых государственных заказов не была предана забвению. И вновь чиновников пытались отлучить от дорогих иномарок, рассекающих с мигалками по дорогам Отечества. Но тогда вдруг в моду вошел обычай не заполнять казенные гаражи дорогими лимузинами, а брать их для чиновников в аренду у разного рода транспортных предприятий. Как водится, среди владельцев таких предприятий оказалось немало родственников любителей прокатиться с ветерком по делам службы. Словом, на каждый шаг по ограничению транспортных аппетитов чиновников те отвечали все более хитроумными схемами.
Конечно, в некотором смысле прорывом стал наш отечественный лимузин «Аурус». Его производство стало скорее даже политическим решением, реакцией на изменения тенденций российской внешней политики. Когда первым лицам страны, пекущейся о своем суверенитете, стало как-то непрестижно передвигаться на иномарках из все менее дружественных стран. Летает же наше руководство на отечественных лайнерах.
Но лимузины - для высшего руководства, а рядовых начальников ждут «Лады» и «Приоры». В лучшем случае – новый «Москвич» с китайской начинкой, который отечественным станет спустя несколько лет. Сейчас процесс такой пересадки – это и тест на действенность власти, которая прежде отступала под напором хитроумного чиновничества, и очередной ответ на западные санкции. Иногда для ускорения импортозамещения нужен решительный административный импульс.