Министерство внутренних дел и Генпрокуратура не считают необходимым вводить отдельно уголовную ответственность за травлю и преследование в Интернете (кибербуллинг и киберсталкинг). Об этом заявили представители ведомств в ходе круглого стола в Госдуме.
Как заявил замначальника отдела МВД по раскрытию преступлений против личности и умышленных убийств Владислав Сердюков, в подобных случаях не только потерпевший должен заявлять об угрозах, но и подозреваемый — осуществлять какие-то серьёзные действия, например, схватиться за нож. Только после этого его можно привлечь к ответственности.
Да, мы уже, к сожалению, сталкиваемся с совершённым преступлением, человек уже пострадал. Но, тем не менее, мы находим преступника, — цитирует Сердюкова ТАСС.
В случае поступления угроз без явных попыток их осуществления самое большее, что можно сделать, — это навести справки об отправителе таких сообщений, пояснил представитель МВД.
Он не согласился с предложением ужесточить ответственность, приведя в пример конфликты водителей на перекрёстке или супругов в быту, когда люди в порыве гнева начинают говорить «я тебя убью». Привлекать к ответственности за эмоциональные высказывания, которые могут не иметь под собой реальных намерений, нецелесообразно, высказал мнение Сердюков.
В свою очередь старший прокурор правового управления Генпрокуратуры Игорь Белоусов согласился с наличием проблемы и отметил, что она имеет разновекторный характер и требует изучения. Это связано, среди прочего, с необходимостью защитить права на приватность частной жизни.
Когда месяцами, годами эти угрозы произносятся, не поверю я, что человек, замысливший убийство, будет так настойчиво, последовательно <...> оповещать о своём намерении. Всё-таки убийства совершаются иначе, — сказал Белоусов.
Вместе с тем он согласился, что преследования в Интернете можно считать формой морального террора. Однако призвал «смотреть и определять, какой должен быть инструментарий для борьбы с этим явлением», а также понять, «настолько ли эти действия общественно опасны, чтобы придавать им статус уголовно наказуемых и устанавливать за них ответственность в УК».
Даже если жертву «просто встречают у подъезда каждое утро» и угрожают, вряд ли этому следует придавать уголовно наказуемый статус, так как правовая система и без того уже достаточно агрессивна, высказал позицию Белоусов.
Как писал News.ru, больше половины россиян сталкивались с проявлениями агрессии в Интернете, около четверти стали прямыми жертвами кибертравли. При этом за 2019 год число случаев травли молодых людей на просторах Интернета выросло в три раза.