В Магадане разразился скандал. Против строительства первого в регионе крематория выступил архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн, а также православные активисты. Они считают, что сжигать покойников — это кощунство и грех. Чиновники и жители города поддерживают проект. На местных кладбищах скоро не останется мест, чтобы хоронить усопших. Опрошенные News.ru эксперты предполагают, что архиепископом и активистами управляют представители кладбищенского бизнеса. Открытие крематория им грозит серьёзным снижением доходов.
На следующей неделе, 3 апреля, состоятся публичные слушания по строительству ритуального учреждения в Магадане. Организаторы опасаются появления группы казаков и православных активистов. Прошлые слушания противники кремации едва не сорвали. По словам присутствующих, «человек сорок приехало организовано на автобусе». В итоге решение о строительстве крематория отклонили.
Крематорий на Колыме решил построить магаданский предприниматель Дмитрий Веча. В 2016-м бизнесмен приобрёл здание с земельным участком и обратился в муниципальные органы с ходатайством о возможности использовать его под ритуальные нужды. Городская дума согласилась с запросом, а священнослужители выступили против.
Архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн высказался на страницах местной газеты. Священнослужитель заявил: человек должен быть погребен в земле, из которой он, согласно Священному Писанию, и вышел. Сжигание мёртвого тела близкого человека — это «от лукавого».
А как можно назвать процедуру, при которой сжигается тело так, что не остаётся даже гроба, не остаётся следов мягких тканей тела, пепел от которых рассеивается в воздухе? После кремации остаётся несколько самых крупных костей, которые механически измельчаются и помещаются в погребальную урну. Так мы хотим поступить с останками наших родных? — говорится в обращении к читателям архиепископа.
В завершении своей статьи предстоятель церкви приводит позицию святейшего патриарха Кирилла по поводу кремации. Он считает, что если человек допускает кремацию, то «как бы символически отказывается от веры». Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее воскресение.
Одно из местных изданий приводит мотивационный текст для верующих, который распространяется в магаданских православных группах в WhatsApp. Он содержит призыв прийти на слушания и высказаться против строительства крематория. Активисты проводят строки из Библии «земля еси и в землю отыдеши» — кто из земли вышел, в неё и войдёт.
Вновь враг рода человеческого, дьявол, покушается на святые, многовековые традиции Православия и установления Божии. <...> мы должны противостоять этому сатанизму, — говорится в послании.
Чиновники объясняют: хоронить колымчан скоро станет просто негде. Как рассказал заместитель мэра Магадана Александр Малашевский, сейчас в городе есть четыре кладбища. На первом и втором почти не хоронят, третье требует строительства водостоков и установки ограждений. Четвёртое, самое крупное, практически исчерпало лимит в 40 га.
Ещё одна местная особенность — каждое лето на места захоронений приходят медведи. Животные раскапывают могилы, а распространяющийся в результате запах привлекает ещё больше хищников.
На стороне строителей крематория российский закон. Согласно федеральному закону от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ г. Москва «О погребении и похоронном деле», погребение может осуществляться путём предания тела (останков) умершего земле, огню, воде. Поэтому строить крематорий вполне законно.
Даже церковь не против предания тел огню. На заседании Священного синода под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла РПЦ официально определила своё отношение к кремации тел покойных. В этот день был принят документ «О христианском погребении усопших».
С православной точки зрения кремация является «явлением нежелательным». Вместе с тем Церковь «может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего», если захоронение в земле не предусмотрено местным светским законодательством, или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния, или невозможно по иным объективным причинам.
Не поддержали активистов Колымы и коллеги из других организаций. Лидер движения «Христианское государство — святая Русь» Александр Калинин в разговоре с News.ru заявил, что его единоверцы имеют искажённые представления о Боге, а цитаты из Библии вырывают из контекста.
Не надо забывать, что Сатана с Иисусом Христом тоже словами из Библии разговаривал, чтобы направить его туда, куда не нужно. Люди думают о крематориях, но забывают о душе. Она встретится с Богом после смерти независимо от способа погребения, — сообщил он.
Двоякое мнение о кремации высказал протодиакон Андрей Кураев. Кремирование не грозит бессмертной душе покойного, но тяжело переносится родственниками.
Если человека отпели, его помянули, о нём молятся, Господь примет его душу. Обряд кремации страшно разрушителен для живых людей. Рождается ассоциация — человека сжигают в адовом пламени, превращая в груду пепла, — сказал он.
Не исключено, что архиепископом Магаданским и Синегорским Иоанном и активистами управляют люди, далекие от религии, но близкие к ритуальному бизнесу. Такое предположение сделал вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев, учредитель Новосибирского учебного центра похоронного сервиса Сергей Якушин.
Варианта два. Первый — неграмотные и слишком властные священники протестуют по своей инициативе. Второй — люди, связанные с ритуальным бизнесом, не хотят терять стадоход. Они вступают в сговор со священниками и платят им, чтобы те убеждали людей, что кремация — грех, — рассуждает Сергей Якушин.
Кремация усопших обходится значительно дешевле традиционных похорон. Особенно если не хоронить урну на кладбище, а арендовать место в колумбарии.