Гнилые бананы, продукты на грязном полу, свалка коржей — такими кадрами поделились недовольные работники подмосковной фабрики. Предприятие поставляет пирожные, в том числе «картошку» крупным российским продуктовым сетям, например «ВкусВиллу». Руководство производства все отрицает, а о случаях отравления пока ничего не слышно, но компетентные органы уже ведут проверку. О том, что грозит кондитерской и чем такая антисанитария чревата для потребителей, — в материале NEWS.ru.
Что обнаружилось у поставщика «ВкусВилла» и «Перекрестка»
На днях по Сети разошлись кадры из производственных помещений «Можайского кондитерского дома» в Подмосковье. Работники жаловались на антисанитарию и «адские условия работы».
На видео и фотографиях были запечатлены грязные рабочие поверхности и оборудование, продукты, которые лежат на полу в рваных мешках, а также сваленные в кучу коржи и бананы, которые перезрели настолько, что превратились в коричневую кашу.
Повара предприятия рассказали Telegram-каналу Baza, что неоднократно указывали руководству на проблемы, однако недовольным просто предлагают уволиться.
Реакция властей не заставила себя долго ждать — прокуратура Московской области организовала проверку. Надзорное ведомство намерено дать оценку действиям должностных лиц предприятия по соблюдению требований российского законодательства.
Клиентами «Можайского кондитерского дома», в частности, являются торговые сети «Перекресток» и «ВкусВилл». Первая закупала у предприятия пирожное «картошка», а вторая — банановые кексы. Обе компании временно сняли продукцию с продажи до получения результатов проверки.
Учредитель МКД утверждает, что информация о нарушениях на производстве является фейковой и может быть вызвана недобросовестной конкуренцией. Это косвенно подтверждают и представители «ВкусВилла».
В компании отмечают, что продукция фабрики регулярно проверялась и все показатели были стабильны. Так, в августе предприятие прошло плановый аудит, никаких вопросов к санитарным условиям не возникло, а выявленные несоответствия были устранены.
Что кладут в пирожные на прославившейся фабрике
Один из бывших сотрудников предприятия рассказал РЕН ТВ, что проблемы на фабрике не только с тем, в каких условиях готовят повара, но и с тем, что кладут в изделия. Якобы вместо качественных компонентов (например, сливочного масла) могут добавлять заменители, а испорченную продукцию — добавлять в партию со свежими изделиями.
«Плесень есть. Все есть. От меланжа, он такой тухлый, вонючий. И даже скорлупа попадает. В комментариях спрашивают: „А что хрустит?“ А это меланж», — поделился мужчина.
Телеканал предположил, что в «Можайском кондитерском доме» высокая текучка сотрудников. У журналиста РЕН ТВ якобы получилось договориться о стажировке на предприятии, при этом у него не спросили ни паспорт, ни медкнижку. Но стажировку отменили после общественного резонанса.
Почему проверки не нашли нарушений раньше
Технолог службы санитарной оценки объектов Алексей Меньшиков в разговоре с NEWS.ru отметил, что предприятия пищевой промышленности для работы на российском рынке должны следовать определенным нормативам, но ежедневный контроль за их соблюдением они осуществляют сами. А в вышестоящие органы отчитываются, как правило, раз в год.
«Если „ВкусВилл“ и „Перекресток“ заходили к ним в какой-то промежуток времени, то, наверное, тогда — а я знаю стандарты этих двух организаций — там был наведен порядок. То есть все было хорошо: были наклеены бирки, маркировки — все было сделано, чтобы пройти проверку», — сказал эксперт.
Он не исключил, что в «Можайском кондитерском доме» пошли на ухудшение производственных условий, чтобы сэкономить, и предположил, что на предприятии вообще могло не быть санитарного эксперта, а также дезинфекции при входе в цеха.
Меньшиков напомнил, что у Роспотребнадзора есть определенный график проверок, поэтому не исключено, что условия на предприятии изменились в промежуток, пока инспекторы ведомства его не посещали. Когда выявляются подобные нарушения, контролирующие органы принимают определенные меры реагирования.
«Самое главное — это чтобы инфекции не было, чтобы какая-то активность насекомых, грызунов не могла привлечь более опасные последствия. Поэтому здесь, если придет проверка и увидит испорченные бананы — ну спишут их, уберут. Если помещение старое, изношенное — предпишут провести ремонт», — объяснил собеседник NEWS.ru.
Будет ли возбуждено уголовное дело
По словам Меньшикова, в данном случае предприятие, скорее всего, просто оштрафуют. Речи о приостановке деятельности здесь не идет, поскольку информации о том, чтобы кто-то отравился продукцией фабрики, не поступало. Если же подобные инциденты выявят, то «статья уже усложняется и наказание ужесточается вплоть до уголовной ответственности».
«Есть стандарты, по которым проверяющие органы оценивают уровень нарушения с точки зрения рисков, опасности. Поэтому здесь, на первый взгляд, не будет тяжелых последствий. Ну да, придется внедрить какие-то дополнительные элементы производственного контроля, потратиться на штат экспертов, возможно, переквалифицировать сотрудников», — добавил специалист.
Можно ли отравиться такой продукцией
Меньшиков заметил, что подобные нарушения опасны для потребителей, потому что грозят как минимум отравлением, а в худшем случае — летальным исходом. Особенно это касается детей, людей в возрасте и аллергиков.
«Здесь ситуация может по-разному раскрыться. Были разные ситуации. Может, помните историю, когда там что-то обрабатывали вместе с продуктами, а потом пришел клиент, купил арбуз — и два человека погибли? А почему? Потому что процесс контроля не был устроен с точки зрения подготовки помещения к обработке, не было ответственного контролирующего. Если за процессами не следят, то риск таких последствий высок», — подытожил Меньшиков.
Зефир с эффектом поноса
В начале октября «ВкусВилл» и «Перекресток» оказались в центре скандала из-за другого продукта — зефира «Жизель» кондитерской фабрики «Сокол». Якобы после его употребления люди жаловались на тошноту, рвоту и диарею. Один из потерпевших подал жалобу в адрес магазина, где приобрел изделие, но получил только извинения и совет обратиться к врачу.
Представители «ВкусВилла» заявили, что сообщения о массовых случаях отравления зефиром не соответствуют действительности: по данным торговой сети, число жалоб на продукцию составляет менее 0,3% от всех покупок. Однако сеть все равно сняла «Жизель» с продажи и отправила на внеплановые исследования. Так же поступила компания X5 Group, которой принадлежат «Пятерочка» и «Перекресток».
Тем временем коммерческий директор фабрики «Сокол» Михаил Шамис заявил, что предприятие подаст в суд из-за обращений о случаях отравления зефиром — они якобы ложные. «Мы готовим иск о сведениях, порочащих нашу репутацию, и будем требовать опубликовать опровержения. Сейчас делаем расчет ущерба», — говорил топ-менеджер.
Но уже в 20-х числах октября Роспотребнадзор временно закрыл «Сокол». Во время проверки сотрудники ведомства нашли на предприятии множество нарушений. В частности, речь идет об антисанитарии в производственных помещениях, отсутствии сроков годности на продукции.
Читайте также:
Дихлофос, родители-затворники: новые версии гибели детей под Красноярском
Массовое отравление курсантов МВД в Ставрополе: причина, покушение ли это
Загадочная смерть журналистки Паперной: отравление газом, покушение, угрозы
Кто отравил собак Дарьи Донцовой? Украинский след, угрозы, оскорбления