18 июня 2021 в 11:43

«Если речь идёт о сохранении здоровья, то вопрос о халяльности не стоит»

Глава отдела сертификации Духовного управления мусульман и Совета муфтиев — о том, как совместимы вакцины и ислам

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

В России проживают порядка 15 млн мусульман, это более 10% населения. Вопрос о том, являются ли вакцины от коронавируса халяльными, то есть допустимыми в исламе, немаловажен для успеха прививочной кампании, которую объявило государство. Термин «халяль», напомним, относится отнюдь не только к еде, но и практически ко всем сферам жизни. О том, как российские вакцины получают исламский «сертификат допустимости», NEWS.ru обсудил с Эдуардом Хамидуллиным, руководителем отдела Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Духовного управления мусульман и Союза муфтиев России.

— Кто на данный момент из производителей получил сертификат «Халяль»?

— Его получила компания «Вектор» из Новосибирска, разработчик вакцины «ЭпиВакКорона».

А что с остальными производителями?

— В наш центр заявку на сертификацию производители «Спутника V» и «КовиВака», то есть центры имени Гамалеи и имени Чумакова, не подавали. Духовное управление мусульман само вышло на разработчиков «Спутника». Есть стандарт «Халяль», по которому есть критерии по составу продукта и по технологии производства. Никаких вопросов к «Вектору» не было относительно этих стандартов. По «Спутнику» были вопросы, потому что в составе был этанол, и были некоторые вопросы по технологии производства. И если у нас возникают вопросы, мы вправе обратиться в вышестоящую организацию — Совет улемов ДУМ РФ. Улемы — мусульманские учёные — рассмотрели эти вопросы и пришли к выводу, что вакцина «Спутник V» также халяльная.

— А почему тогда у «Спутника» нет сертификата «Халяль», раз его признали таковым?

— Для получения сертификата они к нам не обращались. Для этого компания должна подать заявку на сертификацию.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

— А вакцина института Чумакова, она халяльная?

— Мы общались с представителя института Чумакова, но вопрос о сертификации не ведётся. Мы не изучили её на предмет халяльности.

— Какой вакциной тогда можно прививаться мусульманам?

— Я сам привился «Спутником». Если нет противопоказаний — можно любой прививаться.

— Если вакцина института Чумакова не халяльная, значит, ею нельзя прививаться?

— Вполне возможно, что она тоже халяльная, просто мы её не изучали. Если речь идёт о сохранении здоровья человека, то вопрос о халяльности препарата не стоит, если это один продукт. Если их несколько, то тогда мусульманин может выбрать тот продукт, который халялен. И исходя из этого на данный момент мусульмане должны выбирать один из этих двух продуктов.

Отметим, в феврале 2021 года было объявлено, что Совет улемов (богословов) Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ издаст фетву (богословское заключение) о том, в каких случаях мусульманам будет позволено прививаться вакцинами от коронавируса, если в их составе будет обнаружены запретные для употребления верующими компоненты.

Заместитель председателя Совета, председатель ДУМ Москвы Ильдар Аляутдинов заявил, что говорить о дозволенности (халяль) или запретности (харам) российских вакцин можно будет только после изучения их состава и всех возможных альтернатив. Он напомнил, что не каждое лекарство или вакцина разрешены с точки зрения ислама. Если лекарство содержит запрещённые компоненты, то их применение недопустимо. Однако исключением может стать ситуация, когда есть прямая угроза жизни и здоровью человека и альтернативы нет.

Он добавил, что на данном этапе мусульманам важно знать состав компонентов, а также то, прошли ли они химическую обработку, при которой вещества утрачивают свои естественные свойства. Он также выразил надежду, что они не будут противоречить исламу.

Марина Ягодкина
М. Ягодкина
Сергей Вилков
С. Вилков