Глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров предположил, что уже до 2025 года в России будет создан новый истребитель пятого поколения Су-75 Checkmate. NEWS.ru попросил высказать свое мнение об этой машине военного эксперта, заслуженного военного летчика России генерал-майора в отставке Владимира Попова.
Пока только концепт
— Мы немного торопим события. Я бы говорил немного осторожнее. К 2025 году будет лишь концепт, будет прототип этого легкого истребителя пятого поколения. Затем его предстоит еще облетать и посмотреть, как он себя покажет. И затем его предстоит доработать конструкторами, инженерами и технологами. И только потом мы получим тот необходимый продукт, который сыграет большую роль в небе.
Сейчас надо рассматривать Су-75 Checkmate как большой шаг вперед нашей авиационной промышленности и нашего ВПК. Но не более того. Сейчас нам надо работать в первую очередь по тяжелому истребителю Су-57, а уже затем настанет очередь Су-75 Checkmate.
У Су-75 Checkmate перспективы есть. Потому что легкого истребителя пятого поколения у нас нет. Есть только МиГ-29 (первый полет состоялся в 1977 году. — NEWS.ru) и его модификации. А все остальные современные машины у нас — это тяжелые истребители.
Но я думаю, что через 8–10 лет Су-75 Checkmate встанет в производство и пойдет в серию. И этот самолет будет и у нас, будет и его экспортный вариант. Потенциал для этого у него большой.
Конкурент F-35
— По своим характеристикам перспективный Су-75 Checkmate ближе всего стоит к американскому F-35 (первый полет состоялся в 2006 году, начало эксплуатации в армии США — с 2015 года. — NEWS.ru). Су-75 Checkmate, как и F-35, это легкий однодвигательный истребитель пятого поколения. А вот с американским «Раптором» Су-75 сравнивать неправильно. Все-таки «Раптор» ближе к тяжелым истребителям, его правильнее сравнивать с Су-57.
А вообще, стоит отметить, что у нас сейчас есть очень хорошие тяжелые истребители поколения 4+ и 4++ (Су-37, Су-35 и так далее). Они сопоставимы по своим характеристикам и возможностям с самолетами пятого поколения американского производства. И отвечают всем требованиям сегодняшнего дня. А по цене они намного ниже, чем машины пятого поколения.
Однако это тяжелые истребители, которые можно назвать авиационными комплексами. А нам необходимы еще и легкие истребители, которые требуются для выполнения своих задач.
Наследник «летающего танка» Ил-2
— Тяжелые машины выполняют свои задачи. А легкие истребители — свои. Легкие истребители должны быть намного экономичнее в производстве, чем тяжелые машины. Именно поэтому у Су-75 Checkmate будет лишь один двигатель, а не два (как у Су-57. — NEWS.ru). Кроме того, его электронная начинка и система радиоэлектронного противодействия будут проще.
По задачам, которые будут возложены на Су-75 Checkmate, его можно сравнить с легендарным советским штурмовиком Ил-2 (его называли «летающим танком», а солдаты вермахта прозвали его Schwarzer Tod, что переводится как «черная смерть». — NEWS.ru). Этот самолет работал непосредственно на линии боевого соприкосновения. Поэтому и жизнь таких самолетов была короткой, потом или ремонт, или списание.
И Су-75 Checkmate будет заточен на то, чтобы быть на острие боевых действий. Он будет прикрывать войска, вести воздушный бой, помогать в атаке.
Пока одного самолета, который решал бы задачи тяжелых и легких истребителей, еще никто не придумал. Поэтому нам и нужны как тяжелые Су-57, так и легкие Су-75 Checkmate.
Читайте также:
Ил-76 очень нужен новый мотор: тогда он станет совсем другой машиной
Гаубица «Коалиция-СВ»: солдат меньше, стреляет чаще, бьет без промаха
Почему Leopard стал легкой добычей: немецкие танки горят в степях Украины
Боеприпас «Куб» стал еще более страшным оружием: почему его боятся ВСУ