На днях заместитель директора компании ФОРЭС Илья Потанин пообещал заплатить 15 миллионов рублей за уничтоженный в зоне СВО истребитель F-16 или F-15. И если о поставках на Украину F-16 не слышал только ленивый, то почему был упомянут F-15?
Сложный и дорогой
Это что, просто оговорка или военные знают нечто такое, что пока неизвестно широкой публике? О прибытии на Украину F-16 говорят уже несколько месяцев, но F-15 не упоминался никогда. Даже предположений о том, что ВВС Украины когда-либо могут получить истребитель данного типа, никем не высказывалось.
F-15 технически гораздо более сложный самолет, чем F-16, и, следовательно более дорогой. В том числе и в эксплуатации. F-15 всегда покупали исключительно те страны, кто мог позволить себе подобную дорогую «игрушку»: Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия и Катар. Израилю эти самолеты традиционно предоставлялись американцами в виде военной помощи, как стратегическому союзнику на Ближнем Востоке.
Поэтому Израиль покупал их по «спеццене». Которая явно была ниже тех $130 млн, что обычно просили американцы за F-15 с вооружением. К тому же стоимость летного часа F-15 оценивается примерно в $32 тыс., что неудивительно для тяжелого двухдвигательного истребителя-бомбардировщика. Вот почему многие страны отдают предпочтение все-таки однодвигательному F-16, у которого и цена меньше, и эксплуатационные расходы ниже.
Теоретически США могут хоть завтра начать поставки F-15 на Украину, тем более что у них есть много «свободных» самолетов. Национальная гвардия США сейчас как раз списывает свои F-15C, переходя на новую модификацию F-15EX. Но подобная поставка самолетов будет бессмысленной по причине того, что на Украине нет ни одного пилота, кто умеет на них летать и воевать. А если речь идет о двухместной модификации, то надо готовить не только летчика, но еще и оператора. И на все это потребуются годы.
У F-15 еще не было серьезного соперника
За годы службы, которая началась у F-15 в 1976 году, этот аппарат зарекомендовал себя как очень хороший ударный самолет благодаря бомбовой нагрузке в 11 тонн. Особенно его модификация F-15E Strike Eagle. Он принял участие во многих конфликтах и, по заверениям американцев и израильтян, потерь в воздушных боях не имел. Да и потери от зенитного огня были минимальными. Хотя многие военные и эксперты опровергают эти данные.
Как бы то ни было, гипотетическое появление такого самолета в зоне СВО значительно повысило бы возможности украинских ВВС. Правда, лишь в том случае, если бы американцы передали Украине последние модификации истребителя-бомбардировщика.
А вот его более ранние версии вряд ли способны что-то продемонстрировать в условиях современного вооруженного конфликта, особенно учитывая тот факт, что противостоять им будут не ВВС Югославии, Сирии или Ирака и не их системы ПВО, а российские самолеты поколения 4++. Да и российская ПВО кратно превосходит всю ту (вместе взятую), с чем американцы и их союзники имели дело раньше.
Главное для F-15 — это опытный пилот
Разумеется, F-15 был и остается очень серьезным противником. Он до сих пор остается одним из лучших ударных самолетов в мире. Но при условии, что им управляют хорошо обученные пилоты, а не летчики, прошедшие ускоренную подготовку «взлет — посадка». Пока ВСУ демонстрируют успехи лишь в освоении западных артиллерийских систем, в то время как более сложная техника, например танки западного производства, используется крайне нерационально, если не сказать бестолково. И тем самым наносят большой репутационный ущерб американским и немецким фирмам-производителям.
Не исключено, что вскоре такой же репутационный ущерб понесут и прибывшие на Украину F-16, которые пока считаются непревзойденными истребителями четвертого поколения, якобы не имевшими ни одной потери в воздушных боях. Но, как мы помним, американские танки M1 Abrams и немецкие Leopard 2 десятилетиями возглавляли рейтинги лучших танков мира. Однако, прибыв на Украину, очень быстро превратились в груды обгорелого дорогостоящего металлолома и вскоре красовались в Москве на Поклонной горе.
Исходя из всего вышесказанного, появление F-15 в зоне СВО маловероятно. Так что 15 миллионов рублей пока придется выплачивать только за уничтоженные F-16, которых, правда, пока в зоне СВО не видно.
Читайте также:
Из чего будут стрелять наши гаубицы: калибр 152 мм против натовского 155 мм
ВВС Украины отказались от истребителей SAAB JAS 39 Gripen. Но почему?
Российский танк «Черный орел»: самый мощный двигатель и огромная пушка
Американский F-16: почему он не станет «оружием спасения» для ВСУ