Символическим, но важным подарком президента Владимира Путина саудовскому королю Салману во время государственного визита российского лидера в Эр-Рияд стал камчатский кречет, натренированный, как пояснили в российской делегации, для охоты на птиц. Как продемонстрировали заявления, сделанные 14 октября в саудовской столице, и Россия, и Саудовская Аравия смотрят на многие проблемы практически с одной высоты полёта. Даже сирийский конфликт теперь выглядит точкой соприкосновения двух держав.

Российский лидер провёл встречу с королём Салманом и его сыном — наследным принцем Мухаммедом. Стороны, как следует из сообщений на сайте Кремля, провели обмен мнениями по досье, которые касаются Ближнего Востока и Северной Африки. По итогам государственного визита подписан пакет двусторонних документов. Их свыше 20. Среди них как межведомственные, так и коммерческие соглашения. По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, поездка Путина «отражает качественно новый уровень наших отношений по сравнению с тем визитом, который состоялся в 2007 году, и даже по сравнению с прошлогодним визитом Его Величества короля Саудовской Аравии в РФ».

Констатировали сегодня и на переговорах с монархом, и на переговорах с наследным принцем, что отношения развиваются поступательно по всем направлениям: в торговле, экономике, инвестициях — особо отмечу инвестиционную сферу, — в военно-технической сфере и в сфере внешнеполитической координации, согласования наших действий, — добавил Лавров.

Фото: Денис Ичеткин/ТАСС

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Путин и Салман обменялись подарками. Монарху российский лидер преподнёс камчатского кречета, в то время как главе российского государства подарили картину с арабским орнаментом. Наследному принцу, в свою очередь, хозяин Кремля подарил «высокохудожественное изделие» из бивня мамонта. Об этом рассказал ТАСС пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, правда, не уточнив, что именно представляет из себя подарок.

Главной интригой российского визита были региональные вопросы. За время своего участия в сирийском конфликте Россия укрепила связи как с суннитской Саудовской Аравией, так и с шиитским Ираном. Градус напряжённости вокруг последнего достиг недавно практически военного уровня, когда в ночь на 14 сентября важные объекты саудовского нефтепрома были атакованы синхронно — беспилотниками и ракетами. В разговоре с журналистами глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что на встречах в Эр-Рияде российскую сторону никто не просил о посредничестве в ситуации вокруг атак на объекты национальной нефтяной компании Saudi Aramco. Диверсии приписывают иранским силам. Москва, по словам шефа российской дипломатии, подтвердила позицию осуждения подобных нападений и подчеркнула «необходимость тщательного, объективного беспристрастного расследования».

Разговор о Сирии был непростым. Для России важны условия возвращения баасистского правительства в арабский мир и финансовые аспекты восстановления инфраструктуры в разрушенных районах республики. Саудовская Аравия могла бы помочь и с тем, и с другим — это прекрасно понимают в Москве. Ситуацию отчасти усложнила и турецкая операция «Источник мира», которая была начата 9 октября против курдских военизированных формирований.

Фото: Anas Alkharboutli/Xinhua/Global Look Press

Примечательный факт: находясь в Эр-Рияде, помощник президента РФ Юрий Ушаков, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что действия турок «не совсем» соответствуют принципу сохранения территориальной целостности Сирии. На фоне относительно нейтральных заявлений российского руководства слова выглядели довольно необычно. 14 октября турецкую операцию прокомментировала также саудовская сторона. Государственный министр по иностранным делам королевства Адель аль-Джубейр сказал, что его страна осуждает трансграничную операцию турок, и назвал её «агрессией в отношении Сирии». Понятно, что политика РФ и Саудовской Аравии по сирийскому конфликту сильно различается по содержательному наполнению, но для ближневосточных партнёров Москвы подобные заявления могли выглядеть пугающе однотонно — в общем контексте.

Накануне путинского визита западные СМИ отмечали, что любой прогресс в переговорах между Москвой и Эр-Риядом о закупке российских С-400 вызовет беспокойство в Вашингтоне. Намёк на подобное развитие событий дал сам российский лидер, то ли в шутку, то ли всерьёз предложив Эр-Рияду — после атак 14 сентября — обзавестись российскими ЗРС. Но на сегодня ясности по поводу намерений саудовского правящего дома так и нет. Песков подтвердил журналистам по итогам встреч в Эр-Рияде, что сторонами действительно обсуждалось военно-техническое сотрудничество (ВТС). Однако, отвечая на конкретный вопрос по поводу С-400, пресс-секретарь российского лидера заявил, что «пока нечего сказать, имеются планы».

Надежду на то, что Эр-Рияд действительно захочет диверсифицировать свои связи в сфере ВТС и решится на приобретение российских средств ПВО, даёт лишь заявление 13 октября, которое было сделано аль-Джубейром. По его словам, прочные связи с Россией не вступают в противоречие с союзническими отношениями королевства с США. Это, вероятно, может окрылить российское руководство. Главное — не снижать высоту и во время запланированного на 15 октября визита в Эмираты.