Новый виток конфликта между Израилем и палестинской группировкой «Исламский джихад» продемонстрировал фундаментальные изменения внутри палестинского движения. Попытка организации ХАМАС, которая контролирует сектор Газа, дистанцироваться от недавних обстрелов территории Израиля говорит о том, что в перспективе две палестинские группировки могут оказаться независимыми друг от друга, говорят израильские эксперты. Для внутриполитической жизни еврейского государства обострение также не прошло бесследно.

По официальным данным израильтян, с утра 12 ноября, когда начался очередной виток вооружённого противостояния, радикалы из группировки «Исламский джихад» выпустили по Израилю свыше 450 ракет, большинство из которых, как утверждается, были перехвачены. По заявлению палестинского Минздрава, в результате ударов Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в секторе Газа погибли свыше 30 человек. В армейской пресс-службе утверждают, что примерно 20 из них были боевиками, которые участвовали в запуске ракет. С 14 ноября израильские власти сняли все ограничения для жителей южных районов. Причиной стало заключение договорённостей между сторонами конфликта в Египте. Соглашение о прекращении огня вступило в силу 14 ноября в 05:30 по местному времени. Правда, после формального начала перемирия боевики выпустили пять ракет по Израилю, две из них были перехвачены. 15 ноября бойцы ЦАХАЛ также произвели ряд ударов.

Фото: Mohammed Talatene/dpa/Global Look Press

Израильская пресса обращает внимание на то, что в рамках разгоревшегося конфликта структуры ХАМАС поспешили дистанцироваться от боевых действий, хотя представители «Исламского джихада» говорят о том, что всё было согласовано с организацией, контролирующей сектор Газа. Наблюдатели из Израиля полагают, что ХАМАС всё ещё заинтересовано в процессе урегулирования вокруг палестинского анклава. Кроме того, между двумя группировками Газы есть существенные различия. Организационная структура «Исламского джихада» состоит из весьма влиятельного военного подразделения, которое находится на территории анклава, и политического руководства, которое действует находясь в Дамаске и Тегеране и следует, как считается, указаниям влиятельнейшей в Иране военно-политической организации — Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). Главное отличие, как говорят эксперты, заключается в том, что у ХАМАС есть чёткое иерархическое разделение: военная верхушка подчиняется решениям политического руководства в Газе. «Исламский джихад» же показал отсутствие координации между аналогичными звеньями.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Если говорить об Израиле, то быстрое примирение возмутило обычных граждан. Кроме того, доверие между Армией обороны и некоторыми региональными советами и муниципалитетами, которые находятся на юге страны, было разрушено. Чиновники публично выражали недоверие к рекомендациям ЦАХАЛ и принимали свои собственные решения на фоне обострения, фактически не имея на это никаких юридических полномочий, говорят израильские наблюдатели. Вероятно, жители еврейского государства попросту устали от краткосрочных сделок, которые в итоге не укрепляют безопасность, а, как кажется, только добавляют уверенности представителям палестинского движения.

Фото: Ashraf Amra/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Эксперт Междисциплинарного центра в Герцлии Ксения Светлова, которая была депутатом израильского Кнессета, указывает на рутинность подобных сделок. В первый день обстрелов, говорит она, начинаются переговоры, как правило, на египетской переговорной площадке. Через какое-то время, которое зависит от целей обеих сторон, появляется информация о том, что переговоры вышли на новый уровень. В это время стороны обстреливают друг друга как никогда интенсивно.

В это время, как правило, уже есть соглашение о перемирии. Ещё через день (или ночь) огонь прекращается, служба тыла заявляет о том, что можно возвращаться к нормальной жизни, но и после этого Газа делает ещё несколько прощальных залпов. Ситуация в Газе — беспрецедентна. Если «Хезболла» в Ливане хоть перед кем-то отвечает, то ХАМАС в Газе — суверен.

Ксения Светлова эксперт Междисциплинарного центра в Греции

Израильский эксперт Марк Новиков считает, что регулярные обстрелы и следовавшие за этим сделки, которые включали в себя даже финансирование со стороны Катара, сформировали у палестинской администрации «бизнес-план». Первым им начало пользоваться ХАМАС. Вместо действенных ответов, полагает Новиков, Израиль полностью делегитимизировал единственного оппонента ХАМАС в автономии — Палестинскую национальную администрацию. ХАМАС это понравилось, говорит эксперт. Теперь же на первый план вышел «Исламский джихад», который, как полагает Новиков, делает всё то же самое. В результате Израиль получит две относительно независимые друг от друга группировки, которые — вместе или по отдельности — могут остановить жизнь в еврейском государстве, потратив на это несколько тысяч долларов, заключает аналитик.