Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской с 3 по 7 июня пройдёт на одной из роскошных концертных площадок Москвы — в Центре оперного пения примы на улице Остоженка. Это здание для знаменитой музыкальной четы, Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, построил бывший столичный градоначальник Юрий Лужков. Но великолепная сцена — не каприз великих артистов, которые были готовы ради самозабвенной любви к большой классике выступать в самых скромных залах.
Полуподпольный концерт Ростроповича в Москве... Разве такое было возможным? Ведь просвещённая публика боготворила своего кумира, и если достать билеты на выступление не удавалось, то расспросить, обсудить со счастливчиками, услышавшими, как поёт виолончель великого музыканта, — это тоже становилось большим событием. Но всё-таки Мстислав Ростропович дал в начале 70-х концерт, о котором практически никто не узнал. Обычная детская музыкальная школа в спальном столичном районе Кузьминки. Скучный актовый зал, паркет, изъеденный проплешинами в проходах, на первых рядах — лучшие ученики, отличники, сзади — горстка педагогов. Все с замиранием ждут важных гостей.
Вскоре появляются Мстислав Ростропович с виолончелью и Галина Вишневская в ослепительно красивой юбке, сшитой из кусочков замши, в форме колокольчика, по последнему шику европейской моды. Маэстро поднимается на сцену, садится на стул и вбирает в себя всё пространство и всё внимание присутствующих. Ростропович закрывает глаза и начинает играть, как всегда, самозабвенно, как будто перед ним сидит не оробевшая ребятня, а британская королева или же испанский монарх... Неделю спустя в основном женский коллектив обсуждал наряд и украшения оперной примадонны. А потом мир узнал, что Ростропович со своей супругой Вишневской покинули Советский Союз, Политбюро из стареющих и глухих стариков заставило их это сделать. Позже Мстислав Леопольдович вспоминал, что когда началась травля, запрещались его концерты и съёмки, когда он, лишённый возможности общения с публикой, медленно угасал, его очень поддержала жена. После этого признания стало понятно, зачем Вишневская организовала в самой рядовой музыкальной школе этот, получается, диссидентский концерт для своего Славы.
Об этом концерте не знают критики и многие поклонники творчества Ростроповича, зато на всю жизнь сохранили его в своём сердце ученики той самой школы, многие из которых связали свою жизнь с искусством и творчеством.