Казалось, что от этого года чего угодно можно ожидать, но такого... Диего Марадона давно уже пребывал в ужасной форме. Лишние полцентнера веса не уходили даже после операций, его образ жизни не был слишком здоровым, но смерть всё равно застала врасплох.

Приехали, не спасли

Диего умер от сердечного приступа. Он находился у себя дома в районе Сан-Андреас, когда почувствовал себя плохо. К нему быстро приехали несколько машин скорой помощи, но врачи спасти не смогли. Сердце не выдержало нагрузок, которым в последнее время его организм подвергся из-за операций. Хотя, если говорить прямо, то те или иные сверхнагрузки он давал своему организму в последние 30 лет.

Здоровье Диего давно вызывало большие опасения. Ещё на чемпионате мира в России он выглядел очень плохо, с трудом ходил, а выражение лица у него было такое, словно он не в себе. Все, конечно, шутили про кокаин, но, положа руку на сердце, смешно было не очень.

В 2020 году состояние Диего ухудшилось, он стал с трудом говорить и с ещё большим трудом передвигаться. 30 сентября у него взяли интервью — это было одно из последних появлений Марадоны на публике, и выглядит он там чудовищно, а звучит ещё хуже.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Писали, что он вылечился от наркотической зависимости, зато приобрёл алкогольную и страдает от депрессии. Что иммунитет Диего очень сильно ослаблен из-за кучи лекарств, которые он принимает, в том числе транквилизаторов для снижения тревоги.

Окончательно ясно, что дела плохи, стало в начале ноября, когда Марадона лёг на операцию из-за субдуральной гематомы внутри черепной коробки. Операция вроде бы прошла успешно, Диего выписали через неделю, 12 ноября, но после этого он прожил всего 13 дней. Целый букет тяжелейших проблем со здоровьем мог сказаться намного раньше или позже, но сказался сейчас — под конец очень странного и непростого года.

Чистая магия

Помнить Диего будут не за то, каким он стал в последние годы, а за то, каким футболистом он был. В 1980-е не было игрока ярче него, с этим не будет спорить ни Мишель Платини, ни Гари Линекер, ни Марко ван Бастен. Марадона был абсолютно уникальным, и чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть два видео из одного матча.

Речь, конечно, идёт о четвертьфинале чемпионата мира — 1986 Аргентина — Англия, в котором Марадона оформил дубль: первый мяч он забил рукой, которую потом назвал «рукой бога».

А второй — пройдя к воротам со своей половины поля, обыграв полкоманды англичан, включая вратаря, и закатив мяч в пустые ворота. Гола более великого, чем тот, до сих пор никто не забивал. Лионель Месси пару раз делал что-то похожее, но это было за «Барселону» в чемпионате Испании, а Диего забил мяч в четвертьфинале чемпионата мира. Разница просто гигантская.

Эти два гола — самые яркие, но далеко не единственные моменты магии в исполнении Диего. Чемпионат мира — 1986 вообще был его звёздным часом от начала и до конца. Гол в ворота Италии, дубль в ворота Англии, дубль в полуфинале с Бельгией и гениальный голевой пас при счёте 2:2 в финале с немцами — это в Аргентине не забудут никогда. Это и во всём мире не забудут никогда.

Спустя четыре года на чемпионате мира в Италии Диего был уже глубоко зависимым от кокаина человеком, но и тогда он был лучшим в составе сборной Аргентины и почти в одиночку дотащил её до финала. Возможно, он уже не устраивал прорывов через всё поле, но культура паса никуда не делась, Клаудио Канижда все победные мячи забивал с его передач. Пока Диего был на поле, его команда почти не проигрывала.

«Каморра», любовь, ненависть, безумие

Марадона и клубный футбол — это отдельная история. То, через что прошёл Диего в «Наполи», — об этом мало документального фильма, нужна художественная экранизация. Жизнь, которую вёл Диего в Неаполе... Надо быть человеком с богатейшим русским языком, чтобы описать её в цензурных словах.

В первый же день как Диего прилетел в город, он дал пресс-конференцию на стадионе «Сан-Паоло», домашнем для «Наполи», и первым вопросом был следующий: «Диего, вы слышали о „Каморре“, которая в Неаполе всё контролирует, в том числе и футбол? Что вы об этом думаете?»

Шокированный Марадона не успел ничего ответить, как микрофон взял президент клуба Коррадо Ферлайно и попросил журналиста удалиться. Но «Каморра» действительно всё контролировала. Очень быстро она взяла в оборот и самого Диего.

У клана Джулиано была в Неаполе абсолютная власть. Они могли в момент достать для Диего всё, что он пожелает, и футболист этим пользовался. Кокаин в неограниченных объёмах, латиноамериканские девушки, тусовки до утра с воскресенья по среду, решение любых вопросов. Марадона жил в Неаполе как король. Он и был им.

На футбольном поле он отвечал городу взаимностью. С ним «Наполи» превратился из провинциальной слабой команды в двукратного чемпиона Италии и постоянного претендента на трофеи. Он много решал в одиночку, забивал, отдавал передачи, но ещё более весомый вклад Диего — ментальный. С ним другие игроки перестали бояться, вся команда стала себя позиционировать и восприниматься по-другому, исчезли комплексы. «Наполи» до сих пор считается большим клубом, хотя времён лучше тех (1984–1991 годы) у него никогда не было.

Всё изменилось в 1990-м в полуфинале чемпионата мира Аргентина — Италия. По удивительному стечению обстоятельств игра прошла на стадионе «Сан-Паоло» в Неаполе, чего итальянским организаторам ни в коем случае нельзя было допускать. Диего перед матчем призвал неаполитанцев поддержать Аргентину, а не Италию. Это внесло в общество раскол.

А когда Марадона реализовал решающий пенальти и очень бурно отпраздновал гол, похоронив мечты Италии на домашнем чемпионате мира, всё было кончено.

«Каморра», которая до этого благоволила Марадоне, превратила его жизнь в ад. Допинг-тесты, которые всегда были у Диего «схвачены», вдруг стали давать положительные результаты. Начались проблемы с законом. Марадону возненавидела вся Италия. Оставаться в стране в такой обстановке было невозможно, и Диего уехал.

Больше он на этом уровне никогда не играл, хотя отдельные всплески были. Как же забыть его гол грекам на чемпионате мира — 1994, когда он побежал праздновать забитый мяч к камере с дикими глазами. Спустя сутки его снова дисквалифицировали за допинг.

Словом, Марадона — это история про безумный талант и безумную жизнь. Про любовь и ненависть, между которыми действительно был всего один шаг. Таких как Диего, не было ни до, ни после. Нам повезло, что он вообще был, что есть возможность проследить его историю, его жизненный путь, посмотреть ещё раз запись его голов. В них Диего не умрёт никогда.