Воздушная тревога, объявленная в Киеве в момент прибытия на берега Днепра Эммануэля Макрона, Олафа Шольца и Марио Драги, имела своей явной целью произвести на гостей соответствующий психологический эффект, погрузить их сразу в атмосферу героической борьбы украинцев за судьбы всей Европы. Вот только представляется, что очередная постановка режиссеров студии «Квартал 95» не слишком удалась.
Между тем сразу возникли ассоциации с визитом в 2014 году в Киев трех министров иностранных дел — Франции, Германии и Польши — для переговоров с Виктором Януковичем. Оформленное тогда соглашение не стоило и бумаги, на которой было написано. Ныне Польшу заменили на Италию, пытающуюся формулировать собственные планы мирного урегулирования вокруг Украины. И такая знаковая замена сразу задала тон вояжу. Польские русофобы давно вышли за грань разумного, уверенно перешли все красные линии реальности, делая ставку на прямое столкновение с Россией. А потому, с одной стороны, Варшаве сразу показали ее место в европейском концерте. А во-вторых, старшие члены ЕС сразу косвенно дали понять, что ищут компромисса, а не ядерной войны. И любая конъюнктурная поддержка киевской Украины имеет определенные пределы.
Кстати, в Киев все-таки одновременно со «старшими» прибыл и президент Румынии Клаус Йоханнис. Видимо, ему добро на приезд дал лично Макрон, совсем недавно побывавший в Бухаресте. К тому же через Румынию идет поставка украинского зерна.
Весьма показательно, что накануне прибытия «тройки» Владимир Зеленский спешно переговорил и с Борисом Джонсоном, и с Джо Байденом, видимо, получая от них инструкции, учитывая, что взгляды на конфликт англосаксов и ведущих европейских держав все более разнятся. При этом и в Вашингтоне все чаще звучат заявления, что Украина сама должна решать, готова ли она к миру ценой определенных территориальных уступок.
Было изначально ясно, что «тройка» попробует на переговорах с Зеленским сочетать тактику кнута и пряника. Причем в пряничном арсенале, помимо финансовой помощи и военных поставок, явно есть обещание поставить Украину в бесконечный список кандидатов на вступление в Евросоюз. И это представлялось важным рычагом воздействия. Или же, на худой конец, в качестве компенсации, умеренно сладкой морковки существует абстрактный проект Макрона о создании некоего союза при ЕС. Притом троица явно намекала на то, что Великобритания в ЕС уже ничего не решает, а потому излишнее ориентирование на Лондон чревато скорее потерями.
В целом диалог не мог быть легким, учитывая растущую неадекватность команды Зе. Его детали станут известны постепенно. Но тезис «отдать относительно малое ради того, чтобы сохранить все остальное» должен был превалировать. Успеть до полной катастрофы, когда в Москве уже не будут считать Зеленского реальным переговорщиком, способным хоть на какое-то сопротивление. Запад изменил свою первоначальную установку на обязательное поражение России. Теперь речь идет о том, чтобы максимально лишить нас возможных плодов победы. Не дать довести ситуацию до полной ликвидации нацистского режима. Оставить на большей части нынешней Украины анти-Россию. Сделать так, чтобы Россия и не выиграла.
В Москве очень сдержанно отнеслись к приезду «тройки», лишь выразив надежду на то, что общение с ведущими европейскими политиками позволит Киеву взглянуть на ситуацию более реалистично. И, по логике, после переговоров с Зеленским и неизбежной консультации с Соединенными Штатами Америки «тройка» должна довести единую позицию до Кремля. И тут интересно, кто возьмет на себя такую миссию.