Возвращение учеников в школы не привело ко второй волне коронавируса, как заключили учёные из Дании, Австрии и Германии, где учебные заведения открылись в конце апреля — начале мая. Ситуация оказалась даже лучше их прогнозов, и возобновление занятий практические не повлияло на статистику по заражениям. Исследователи считают, что избежать худшего сценария этим странам помогло соблюдение социального дистанцирования.

Когда в конце апреля Дания стала первой европейской страной, открывшей младшие школы и детские сады, не все родители восприняли инициативу властей положительно. В Интернете была создана петиция под названием «Наши дети — не подопытные животные», которая набрала десятки тысяч подписей. Однако спустя почти два месяца стало ясно, что беспокоились зря. После частичного снятия ограничительных мер коэффициент репродукции вируса возрос с 0,7 до 0,9, однако вскоре вернулся к прежним значениям. Сегодня в Дании фиксируют около 15 новых случаев в день.

С одной стороны, худшие прогнозы могли не оправдаться потому, что компьютерные модели распространения эпидемии имели в своей основе предположение, что дети заражаются коронавирусом так же, как взрослые. В действительности несовершеннолетние могут не только меньше страдать от заболевания, но и не так просто им заражаться, считает заведующая кафедрой эпидемиологии в Медицинском университете Вены Ева Шернхаммер. С другой стороны, дети обычно контактируют с малым количеством людей, поэтому их возвращение в школы не способcтвовало взрывному распространению COVID-19.

Чего действительно стоит опасаться, так это мест большого скопления людей, где невозможно соблюдать социальную дистанцию, считают специалисты. Подобное уже происходило в ночных клубах в Южной Корее, где за одну ночь заражались многие.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: Sven Hoppe/dpa/Global Look Press

Согласно моделирующим экспериментам, эпидемия поддерживается через так называемые ситуации взрывного распространения. Этих ситуаций необходимо избегать, — считает руководитель экспериментальной вирусологии факультета здравоохранения и медицинских наук Копенгагенского университета Рандруп Томсен.

Специалисты обращают внимание, что в школах Дании, Австрии и Германии стараются строго соблюдать гигиенические нормы: учеников заставляют часто мыть руки, между партами установлены прозрачные перегородки, количество людей в классах уменьшили, а занятия сократили или частично перенесли на свежий воздух. Кроме того, к моменту открытия школ в странах было относительно небольшое количество заражённых, поэтому шанс подхватить заразу в школе был минимальным.

О возвращении учеников в классы задумалась и Великобритания. Правда, там этот вопрос считается куда более спорным. В плане борьбы с коронавирусом Соединённое Королевство осталось далеко позади Дании. Оно находится на четвёртом месте в мире по количеству заражённых, а число умерших там от COVID-19 — самое высокое в Европе. Поэтому инициатива премьер-министра Бориса Джонсона открыть школы до сентября была встречена в штыки, правительство от неё отказалось. Однако и к этому шагу возникли вопросы.

Мы — странная страна, в которой закрывают глаза на массовые демонстрации в каждом городе, выступают за открытие баров и кафе и всё же говорят, что открывать школы до сентября — это слишком рискованно, — заявил депутат парламента от консерваторов Роберт Халфон. — Мы потенциально вредим жизненным возможностям детей. Люди беспокоятся о пандемии, но в будущем может возникнуть эпидемия образовательной бедности.

Тем не менее те страны, которым не удалось возобновить работу школ до наступления лета, в большинстве решили отложить эти планы до начала нового учебного года. Даже в Германии и Австрии часть занятий продолжает проходить в онлайн-режиме. Это же касается и европейских университетов, многие из которых, не дожидаясь указаний от властей, заявили о переводе первых двух месяцев нового учебного года на дистанционный режим.