В 2019 году группа ведущих отечественных вузов получит из бюджета 9,9 млрд рублей. Соответствующее распоряжение подписал премьер Дмитрий Медведев. Субсидии выделяются в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» нацпроекта «Образование».
Деньги будут распределены между 21 вузом. Образовательные организации разделены на три группы по семь вузов, субсидии которым установлены в размере 860,96 млн, 430,48 млн и 122,99 млн рублей соответственно. В первую группу вошли, например, Высшая школа экономики, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».
Госпрограмма «5−100»
Одна из главных стратегических целей, которую ставит правительство, — добиться к 2020 году стабильного вхождения пяти российских вузов в топ-100 лучших университетов мира по версии одного из международных рейтингов. Задача сформулирована в стартовавшей шесть лет назад программе «5−100» и, по словам главы Минобрнауки Михаила Котюкова, на сегодняшний день практически решена. С 2013 по 2018 годы на проект было выделено 60 млрд рублей, а до конца 2020 года будет израсходовано ещё 20,3 млрд рублей, сообщил министр.
«Важно, чтобы Россия стала чувствовать себя уверенно и устойчиво на международном рынке. Проект "5−100" сейчас уже на завершающей фазе. Для нас, конечно, важно видеть, как вузы и внутри этого проекта становятся конкурентоспособными, и как другие вузы, пока не попавшие в эту группу, "подтягиваются" к лидерам», — говорит заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская.
Присутствие в рейтингах
В свою очередь, научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков ссылается на зарубежных коллег, по оценке которых Россия за пять лет добилась удивительного прогресса: «Мы примерно в два раза нарастили присутствие в топовых рейтингах, таких как QS World University Rankings, Times Higher Education».
«А если возьмём конкретные предметы — физику, астрономию, математику, то шагнули кратно: с двух университетов до 20 в предметных рейтингах. В мире порядка 40 тысяч университетов и 200 миллионов студентов. Из 40 тысяч университетов попасть в первую сотню — это всё равно, что выиграть золотую медаль на Олимпиаде», — рассуждает Волков.
Иначе видит ситуацию глава Сбербанка Герман Греф, считающий, что между российской и западной системами высшего образования по-прежнему пролегает пропасть. Печально, констатирует он, что «нам не удаётся готовить человеческий капитал того качества и теми темпами, которых требует время».
«По школам мы несколько хуже передовых стран, но гигантского отставания пока ещё нет. А вот в том, что касается подготовки студентов в вузах, положение дел, на мой взгляд, значительно хуже», — говорит Греф.
Финансирование не панацея
Эксперты подтверждают: реальная конкурентоспособность отечественных вузов на мировом рынке образовательных услуг невелика. Однако внутри страны большинство государственных вузов пока не испытывают особой конкуренции, прежде всего в силу своего монопольного положения в регионе или по специальностям. Кроме того, само понятие «конкурентоспособность» можно трактовать по-разному: исследователи выделяют различные её виды и критерии, такие как инновации, качество преподавания, международная деятельность.
«Повышение конкурентоспособности российских вузов — очень сложная задача, которая лишь отчасти решается с помощью финансирования. Речь идёт о перестройке экономической системы в целом», — поясняет News.ru декан Института бизнеса и делового администрирования Ирина Колесникова.
Главное назначение образования, по её словам — отвечать на социальный заказ общества и экономики. Можно декларировать ориентацию на подготовку кадров, готовых работать в высокотехнологичных областях. Но если нет организаций, где выпускники соответствующих вузов могли бы найти себе применение, это будет просто сотрясание воздуха. Что касается конкурентоспособности, Россия проигрывает, прежде всего, в количестве и качестве научных исследований, проводимых вузами. В этом смысле российское образование перестраивается от советской системы, где наука была сосредоточена не в университетах, а в научно-исследовательских институтах.
«И тут дополнительное финансирование может помочь, чтобы провести процесс формирования научных центров в университетах. Но для этого опять же нужно поднять престиж интеллектуальной деятельности в стране в целом», — рассуждает Колесникова.
Принципиальные моменты
Конечно, продолжает эксперт, деньги можно использовать как мотиватор, позволяющий удерживать ценных сотрудников. За рубежом у преподавателя, который освобождается от учебных занятий, есть время на научную деятельность. За это он получает полноценный оклад. Кстати, в советскую эпоху подобного рода вещи тоже имели место. Сейчас это менее распространено, но это как раз та сфера, где можно за небольшое время набрать дополнительные очки.
«Другой принципиальный момент связан с лингвистической составляющей. Нужно укомплектовать штат преподавателей на какую-либо современную образовательную программу, где все участники владели бы английским языком на уровне, достаточном для проведения лекций, и были бы достаточно компетентны в профессиональной сфере», — отмечает Колесникова.
Отвечая на вопрос News.ru, почему выпускники часто не могут применить полученные знания на работе, Ирина Колесникова говорит, что учебные программы грешат порой несбалансированностью с точки зрения сочетания фундаментальных и прикладных дисциплин. По её словам, проблема решается каждым вузом самостоятельно. По большому счёту, критерием качества здесь является востребованность выпускников. Какие-то вузы шевелятся мало и позволяют преподавателям читать лекции по пожелтевшим конспектам, какие-то идут в ногу со временем.
Напомним, всего на реализацию национального проекта «Образование» государство предполагает потратить около 800 млрд рублей. Средства пойдут на закупку нового оборудования, создание новых учебных мест и усовершенствование систем обучения.