Глава комитета немецкого бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст признал, что ФРГ придётся подумать о контрмерах в отношении США, если Вашингтон введёт санкции против газопровода «Северный поток — 2». Что стоит за этими словами и каков сейчас расклад геополитических интересов Западной Европы и Штатов — в материале News.ru.

По тональности заявление видного германского парламентария, которое он сделал в интервью News.ru, напоминает практически ультиматум, поскольку политик прямо указал американцам, что их не касается, как Берлин должен формировать собственную энергетическую политику.

Эрнст добавил, что в случае санкционных помех в эксплуатации трубопровода германская сторона всерьёз задумается о своих контрмерах против заокеанских партнёров. При этом и в парламенте, и в федеральном правительстве Германии обсуждается возможность поднятия пошлин на импорт американского газа.

Между тем на закон «О национальной обороне на 2020 год», подготовленный в Конгрессе США, возложена функция «тарана» против реализации российского газопровода.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Как неоднократно ранее признавал глава комитета Сената по иностранным делам Джим Риш, санкции в отношении компаний, задействованных в строительстве «Северного потока — 2», уже заложены в чёрный список соответствующего законопроекта. Риш, правда, уточнил: Палата представителей и Сенат США пока не пришли к общему решению по данному документу.

В Соединённых Штатах, на самом деле, вовсе не шутят с ограничительными мерами против тех строительных фирм, которые прокладывают трубы для «Северного потока — 2». Это следует из поправок в оборонный бюджет на 2020 год.

Фото: gazprom.ru

По данным немецкого издания Bild, американцы сейчас хотят успеть наложить санкции до 25 декабря. Ограничения, по расчётам их авторов, в состоянии будут сдвинуть по срокам реализацию СП-2, по меньшей мере на год. Эту информацию и подтвердил Джим Риш на форуме по безопасности в Галифаксе (Канада).

Так, под санкции могут угодить швейцарская строительная фирма Allseas Group и некоторые германские предприятия.

Это им дорого обойдётся, — пригрозил Риш. — Я думаю, что если санкции будут введены, то компании закроются и россиянам придётся искать другой способ завершить строительство газопровода.

Но большинство экспертов скептически восприняло эти словесные экзерсисы просто по той причине, что на тщательную проработку и принятие отдельного документа у Риша и его сторонников элементарно нет времени. Трубопровод может быть достроен в самые кратчайшие сроки. На данный момент он, по предварительным оценкам, готов почти на 90%.

Напомним, «Северный поток — 2» включает в себя прокладку двух ветвей газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до ФРГ. Конечным сроком его возведения первоначально был обозначен декабрь 2019 года, и объективно он практически готов к вводу в эксплуатацию. Магистраль пройдёт через территориальные воды либо по сухопутной территории России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии.

Неудивительно, что против проекта с самого начала его реализации активно выступала Украина. Ей невыгодны потери доходов от транзита российского газа. Негативное отношение также не раз засвидетельствовали некоторые европейские страны — Польша, Латвия, Литва. США — отдельный противник самой идеи газопровода, так как они давно и целенаправленно продвигают в Старый Свет свой сжиженный газ.

В руководстве Украины, тем не менее, не теряют надежды, что борьба Штатов против «Северного потока — 2» увенчается в конце концов победой. Эту мысль высказала заместитель главы украинского Министерства иностранных дел Елена Зеркаль. В Киеве очень ждут осуществления данного сценария развития событий, как и заключения нового контракта на поставку газа в ЕС.

Характерно, что все неприятели «Северного потока — 2» едины во мнении, что этот проект РФ — политический и он несёт угрозу независимой энергетической политике европейских государств.

Фото: gazprom.ru

Аргументы России заключаются в том, что магистраль — это исключительно бизнес-проект, нацеленный на усиление цивилизованной конкуренции на углеводородном рынке Европы. При этом российские высокопоставленные чиновники много раз подчёркивали, что он не предполагает прекращения транзита в ЕС газа через Украину.

Дания, например, как одна из заинтересованных сторон проекта, 29 ноября текущего года устами руководителя пресс-службы Датского энергетического агентства (ДЭА) Туре Фалбе-Хансена констатировала, что компания Nord Stream 2 обладает всем потенциалом для того, чтобы вести строительство газопровода «Северный поток — 2» к юго-востоку от острова Борнхольм в исключительной экономической зоне страны. Основание для работ — решение ДЭА от 30 октября 2019 года.

Заместитель гендиректора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач видит в тактике ФРГ по «Северному потоку — 2» желание убедить своих партнёров за океаном не предпринимать действий, которые направлены якобы на укрепление безопасности Европы. Как считает собеседник News.ru, на примере этого газопровода наблюдается не столь часто встречающийся в мировой практике пример совпадения наших интересов с европейскими. У тех же Германии и Дании есть понимание, что трансконтинентальная магистраль увеличивает ликвидность нефтяного рынка, конкурентность на нём, создаёт предпосылки для укрепления безопасности снабжения топливом в европейских странах.

Что касается обещанной контрмеры, которую в бундестаге озвучил Клаус Эрнст, то речь на самом деле идёт не столько об американском газе, от которого европейцы могут отказаться, сколько об известном «гамбургском счёте» — о своего рода табели о рангах во всём западном блоке. Попытки со стороны Соединённых Штатов навязать свою позицию, в том числе и в вопросах энергетической безопасности, у европейцев вызывают более чем явное отторжение.

Алексей Гривач заместитель гендиректора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает очевидным очередной виток напряжённости вокруг «Северного потока — 2». Поэтому, по его словам, в бундестаге и делают такие категоричные заявления.

В крайнем случае вполне возможно применение озвученных главой комитета по энергетике германского парламента контрсанкций с введением пошлин на американский газ. Хотя США, конечно, не напугаются немцев, но то, что Германия последовательно поддерживает проект «Северный поток — 2», это факт. И он заставляет американских сенаторов хоть немного задуматься о возможных минусах для своей страны, если она будет продолжать противодействовать газопроводу.

Сергей Пикин директор Фонда энергетического развития