Этот год, как и предыдущий, запомнится резким повышением цен на многие продукты — сливочное масло, молоко, рыбу, кофе и не только. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев рассказал NEWS.ru о том, как ретейлеры справлялись с инфляцией, смогут ли они делать это дальше и что будет с ценами в 2025 году.

Как за год подорожала еда в России

— Как вы оцениваете продуктовую инфляцию по итогу этого года? Какие продукты подорожали в рознице больше всего, на сколько и почему?

— Данные Росстата отражают объективную картину роста цен на продовольствие: в ноябре, по данным статистики, они выросли на 9,85% по сравнению с ноябрем прошлого года. В декабре мы наблюдаем сопоставимые показатели, на уровне 9–10%, хотя окончательные выводы делать пока рано.

В наибольшей степени в этом году на инфляцию повлияли овощи. Сильнее всего подорожали сливочное масло, капуста и картофель. Закупочные цены на последний выросли в 2,5 раза на фоне низкого урожая, розничные цены росли медленнее, поскольку торговые сети не закладывали весь объем повышения цен в стоимость на полке и сдерживали стоимость самых ходовых позиций картофеля, инвестируя в них часть своей маржи. Закупочная стоимость сливочного масла выросла более чем на 40% — на ценах сказался фактор выросших затрат производителей и высокий спрос, за которым не успевало производство. В целом основной причиной роста цен на многие продукты питания в 2024 году стал комплексный рост издержек производителей, поставщиков и торговли — выросли расходы на оборудование, транспорт, оплату труда и логистику.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Как подорожают продукты в следующем году

— Какой продуктовой инфляции вы ожидаете по итогу следующего года или, по крайней мере, первого полугодия? Что, на ваш взгляд, будет дорожать сильнее, а что слабее и почему?

— Делать какие-либо прогнозы трудно, поскольку на инфляцию влияет много факторов, включая спрос и валютный курс. При текущей ставке ЦБ люди предпочитают хранить деньги на депозитах, а не тратить их на покупки, поэтому общее замедление спроса может оказать тормозящий эффект на динамику инфляции. Очевидно, что товары российского производства с низкой зависимостью от импортных компонентов менее подвержены росту цен. Мы видим устойчиво стабильные цены на подсолнечное масло, сахар, муку, макароны, гречневую крупу. Цены на куриное мясо, яйца, свинину в крупных торговых сетях сейчас ниже, чем год назад. В стоимости импортных товаров — кофе, чая, бананов, авокадо, какао — определяющую роль играет курс валют, и здесь ситуацию прогнозировать сложно.

Фото: Алексей Белкин/NEWS.ru


В любом случае торговля продолжит нести социальную миссию — обеспечивать население доступными продуктами. Крупный ретейл стремится сглаживать резкое повышение цен и удерживать доступные цены на востребованные продукты. В торговых сетях всегда присутствуют 24 категории социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, которые продаются с минимальной наценкой, не более 5–6%. По ряду из них, например тушке бройлера, яйцам, подсолнечному маслу или овощам борщевого набора, розничная цена зачастую ниже закупочной. Также есть и множество других категорий, где торговля самостоятельно или в партнерстве с поставщиками инвестирует в сохранение доступных цен. Например, сейчас, в сезон высокого спроса на мандарины, крупные ретейлеры удерживают на них отрицательные наценки.

— В проблемах с ростом цен на сливочное масло производители и ретейлеры буквально обвиняли друг друга. Стабилизировалась ли ситуация сейчас и есть ли риски, что она повторится вновь с маслом или другой продукцией?

— Существует расхожее заблуждение, что за цены на продукты отвечают магазины. Наценка торговых сетей не является определяющей для формирования розничной цены — основная доля себестоимости лежит в производстве. Закупочные цены на масло выросли более чем на 40% на фоне роста затрат производителей, при этом розничные цены росли медленнее закупочных — магазины старались не перекладывать весь объем повышения в конечные цены. Пока нельзя сказать о полном прекращении роста закупочных цен на молочные продукты и масло, но темпы этого повышения замедлились. Сети стараются сдерживать динамику цен через совместную работу с производителями, развитие собственных торговых марок, экономичных решений в упаковке и увеличение ассортимента с максимально широким диапазоном цен.

— Удастся ли долго держать стабильными цены на яйца и молочные продукты? Ведь фундаментальные проблемы, которые провоцировали подорожание, кажется, ушли не до конца.

Фото: Алексей Белкин/NEWS.ru

— Все участники потребительского рынка — и производители, и дистрибьюторы, и торговые сети — испытывают давление растущих издержек на себестоимость. Но одновременно осознают высокую степень социальной ответственности и задачу обеспечивать население качественным и доступным продовольствием. Ретейлеры и производители постоянно находятся в диалоге с представителями правительства, Минпромторга и других ведомств и вместе работают над инструментами сдерживания роста цен и сохранения доступности продуктов. Розничная торговля всегда ориентируется на спрос и покупательную способность, стремится сглаживать резкое подорожание и удерживать доступные цены на социально значимые и самые востребованные товары.

Несмотря на объективный рост издержек, а также влияние высокой ключевой ставки (из-за чего дорожают кредиты для бизнеса. — NEWS.ru), сейчас стоимость куриных яиц в сетевой рознице ниже, чем была год назад, и предпосылок к повторению сценария с ценовым ралли 2023 года мы не видим. В случае с молочными продуктами постоянный диалог и ответственный подход участников рынка, как мы надеемся, также позволит избежать повторения ценового скачка 2024 года.

Станет ли в России больше скидочных магазинов

— Появятся ли в стране и когда примерно новые продуктовые дискаунтеры или будут как-то расширены программы существующих?

— Сегодня дискаунтеры — один из самых востребованных у населения и быстрорастущих торговых форматов. За последние два года число таких магазинов выросло почти на 50%. «Магнит», в портфеле которого мягкие дискаунтеры «Моя цена» и жесткие В1 «Первый выбор», в этом году открыл более сотни новых точек, а также запустил новый проект «Ценохит» на Дальнем Востоке совместно с локальным ретейлером «Самбери». В Х5 Group формат жестких дискаунтеров представлен сетью «Чижик»: за четыре года ретейлер открыл более двух тысяч таких магазинов в 45 регионах России, из которых около 500 — в этом году. Входящий в АКОРТ ретейлер «О'КЕЙ» развивает сеть дискаунтеров «Да!», «Лента» развивает формат экономичных гипермаркетов «Эконом».

Подходы ретейлеров к этому формату изменились: дискаунтеры стали ближе к дому и открываются в удобных местах в шаговой доступности. Активное развитие таких магазинов влияет на весь розничный рынок: чтобы успешно с ними конкурировать, большинство торговых сетей реализуют политику постоянного поддержания низких цен во всех форматах.

Фото: Алексей Белкин/NEWS.ru

Развивать такие проекты начали и непродовольственные ретейлеры — например, «Детский мир» с прошлого года открывает магазины «Еще», где продаются товары для дома, одежда, обувь, игрушки и косметика по низким ценам. Современные потребители все чаще предпочитают торговые точки рядом с домом, поэтому наряду с дискаунтерами ретейлеры развивают компактные форматы, такие как ultra-convenience — небольшие магазины площадью до 100 квадратных метров, предлагающие самые востребованные товары повседневного спроса.

Уйдут ли «Ашан» и другие магазины из России

— Многих взволновала новость о потенциальном уходе «Ашана» из России. Скажите, пожалуйста, в этом случае могут ли в России появиться новые гипермаркеты такого же масштаба?

— Вопросы о потенциальном уходе «Ашана» уже стали предновогодней традицией нескольких последних лет. По традиции отвечу, что гипермаркеты торговой сети успешно продолжают работу, а сеть заинтересована в дальнейшем развитии на российском рынке.

— Есть ли риск, что и отечественные продуктовые торговые сети начнут массово закрывать магазины из-за низкой платежеспособности покупателей?

— Крупные торговые сети, наоборот, продолжают активно расширять географию, особенно на отдаленных территориях — в Сибири, на Дальнем Востоке и регионах арктического пояса. В частности, «Магнит» вышел в Иркутскую, Магаданскую области, Хабаровский край. X5 Group в уходящем году открыла первые магазины «Пятерочка» в Забайкальском крае, Якутии, Бурятии, Туве и городе Воркуте в Коми. Суммарно, по нашим предварительным оценкам, федеральная розница в 2024 году открыла более 8000 магазинов разных форматов.

На фоне низкой безработицы в стране и роста располагаемых доходов населения мы не видим оснований говорить о низкой платежеспособности. Появление в отдаленных регионах федеральной торговой сети, напротив, улучшает ситуацию с платежеспособным спросом, поскольку за счет масштаба закупок крупные ретейлеры имеют возможность предлагать низкие цены на широкий ассортимент товаров, а также различные сервисы, повышая общее качество жизни потребителей независимо от города или поселка, в котором они живут.

Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru

— Импорт электроники и бытовой техники в Россию становится все сложнее из-за проблем с платежами (например, в Китай — из-за опасения его банков подпасть под вторичные санкции), поставками (например, из СНГ — из-за опасений ряда стран подпасть под вторичные санкции), вопросов со стороны таможни (как было с холодильниками). Грозят ли нам проблемы с доступностью и значительным повышением цен на соответствующие товары в 2025 году?

— В новых экономических условиях работать стало сложнее, но ретейлеры бытовой техники и электроники делают все возможное, чтобы сохранить для покупателей широкий выбор товаров в разных ценовых категориях и по доступным ценам. К примеру, «М.Видео — Эльдорадо» в уходящем году увеличила ассортимент до рекордного уровня — более чем 200 тысяч наименований товаров во всех каналах продаж. Дефицита техники мы не наблюдаем ни в одном сегменте в связи с активным развитием новых брендов из Китая, Турции, России, Белоруссии и других стран ЕАЭС, а также эффективной работой механизма параллельного импорта. Кроме того, крупные ретейлеры делают ставку на СТМ. DNS рассчитывает через два года довести долю продаж товаров собственных торговых марок до 60%. В «М.Видео — Эльдорадо» доля продаж собственных торговых марок, партнерских брендов и товаров, представленных только в магазинах сети, превысила 22% в общем товарообороте компании.

Ретейлеры усиливают сотрудничество с отечественными заводами. По итогам прошлого года они обеспечили почти треть продаж бытовой техники и электроники в рознице. Так что сложностей с доступностью этих товаров и признаков скорого резкого подорожания мы не видим.

Что будет с ценами на мебель и строительные материалы

— Россияне также устали жаловаться на подорожание строительных товаров и мебели. Скажите, пожалуйста, на сколько процентов подорожала соответствующая продукция по итогу 2024 года и чего ждать в этом смысле от 2025 года?

Глава АКОРТ Игорь КараваевФото: Александр Щербак/ТАССГлава АКОРТ Игорь Караваев

— Цены на товары в секторе DIY (магазины для дома и сада. — NEWS.ru) в течение этого года вели себя разнонаправленно, в среднем выросли на 8%, на уровне инфляции, хотя отдельные категории, например кровля, подорожали довольно сильно. Основные причины связаны с увеличением ключевой ставки, ростом курса валют и затрат на оплату труда, вызванных нехваткой кадров. Позитивный фактор в том, что российский рынок строительных материалов уже в значительной мере локализован — уровень импортозамещения ассортимента приблизился к 90%.

Хотя часть сырья, используемого российскими производителями, остается импортной, что также оказывает влияние на динамику цен. Для поддержания конкурентоспособности и сохранения доступных для потребителей цен DIY-ретейлеры активно ведут работу по импортозамещению, развивают линейки товаров под собственными торговыми марками (СТМ). Многие из них уже успешно конкурируют с продукцией известных брендов, не уступая по качеству, но отличаясь выгодной ценой.

Читайте также:

Нефтегазовые доходы упали, зато выросли налоги: сколько заплатим в 2025-м

Ключевую ставку снова повысят? Слова Набиуллиной, инфляция, доллар

Падение рубля, инфляция: в 2025-м будет легче? Прогноз для России и мира

Когда упадет цена на сливочное масло? Почему подорожало, поставки из Турции