Ошибки бизнес-планирования свалили крупнейшего туроператора «Натали Турс», который с 1991 года выстаивал в самые кризисные периоды индустрии. В нынешнем году о банкротстве заявили около 10-ти игроков туристического рынка. Впрочем, эксперты отмечают, что массового коллапса в отрасли нет. Основной проблемой для туристов остаётся процесс возврата потраченных на несостоявшийся отдых денег.
Компания «Натали Турс» объявила на своём сайте о приостановке операционной деятельности. Чуть позже сооснователь и президент турагентства Владимир Воробьёв опроверг информацию и заявил, что компания намерена возобновить продажи 1 октября и сейчас ищет инвестора. По его словам, туроператор рассчитывает подобрать клиентам замену аннулированных туров.
Воробьёв не желает признать поражение, хотя «это уже не агония, а фактическая смерть туроператора», заявила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, которую цитировал «Интерфакс-туризм». Она отметила, что заявление о приостановке могло появиться только с ведома руководства, однако Воробьёв, судя по всему, не контролирует даже нынешнюю ситуацию и по-прежнему держит всех «в подвешенном состоянии» — свою деятельность компания официально не прекратила и деньги туристам не возвращала. Между тем, долг фирмы достиг $15 млн. Так что вряд ли найдутся инвесторы или клиенты, желающие начать сотрудничество с «Натали Турс», добавила Тюрина.
Основное юрлицо компании «Панорама Тур» с 30 июня отменило чартерные программы для туристов в Барселону, Римини, Катанию, Неаполь, Анталью и Ираклион из-за низкого спроса. 4 июля компания объявила об аннулировании всех туров до 30 сентября включительно.
«Натали Турс» считался одним из старейших туроператоров на российском рынке. Он работал с 1992 года, что вызывало у клиентов доверие к фирме.
Однако на этот раз туроператор признал, что не смог оплатить услуги поставщиков из-за неверной оценки денежных потоков и спада популярности зарубежных пляжных направлений. Так, сотрудничество с «Натали Турс» из-за «финансовых разногласий» прекратила принимающая компания в Испании — World2Meet, о чём рассказал сам Воробьёв. Ситуацию ухудшил и снизившийся курс рубля.
Роспотребнадзор в начале августа сообщил, что к нему обратилось уже более 850 пострадавших клиентов «Натали Турс», большинство из которых проживают в Москве, Санкт-Петербурга, Калужской и Калининградской областях, а также в Республике Татарстан. В адрес компании составлено более 100 претензий и более 30 судебных исков.
Ассоциация туроператоров России (АТОР) оценила ущерб клиентов компании почти в 1,2 млрд рублей. При этом финансовая ответственность компании застрахована в «Ингосстрахе» лишь на 50 млн рублей, отмечала Ирина Тюрина. Она добавила, что сумма фонда персональной ответственности компании в фонде «Турпомощи» составила 5,6 млн рублей. Так что клиенты «Натали Турс», купившие путёвки через «Панорама тур», смогут получить в качестве компенсации лишь сумму в районе 4,5 тысячи рублей, считает пресс-секретарь РСТ.
«Турпомощь» — это ассоциация туроператов, которая оказывают экстренную помощь туристам, оказавшимся в сложной ситуации за рубежом. Туроператоры в членстве ассоциации вносят деньги в фонд, которыми могут воспользоваться, если необходимо помочь своим клиентам за границей. Как правило, именно «Турпомощь» берёт на себя функции по вывозу туристов на родину, если оператор объявил себя банкротом.
Ростуризм предупредил, что с 3 сентября, когда вступят в силу изменения в закон «Об основах туристской деятельности», он исключит из реестра туроператоров «Натали Турс» и другие агентства, которые прекратили выполнять свои обязанности без публичного заявления об этом. Пока что ведомство может убрать из реестра только те компании, которые публично заявили об уходе с рынка.
Именно отсутствие со стороны «Натали Турс» публичного заявления о прекращении деятельности мешает попыткам потребовать с неё компенсации средств клиентам, отмечал ранее РСТ.
В июле этого года свою несостоятельность признала ещё один старейшая компания — DSBW Tours, работавшая с 1991 года. Её основатель и владелец Карен Гончаров на своей странице в Facebooк прямо заявил, что «мы больше не можем исполнять свои обязательства перед клиентами и перед банком». По данным РСТ, число пострадавших клиентов, решившихся купить туры DSBW Tours, составляет около 1200 человек. Впрочем, как утверждает Гончаров, все туры были застрахованы на 50 млн рублей «СК Инвест-Страх» и на аналогичную сумму в «СК Орбита». Этих денег должно хватить на компенсацию.
Дела компании пошли под откос годом ранее. В 2017 году DSBW Tours заявила Ростуризму, что отправила за границу лишь 1100 клиентов. В то время как «Натали Турс» отмечала, что по итогам прошлого года предоставила заграничный отдых около 22,6 тысячи туристам.
В апреле нынешнего года, когда российский рубль резко подешевел после расширения санкций США, с рынка ушли московские туроператоры: ООО «Алеф-корпоративные путешествия», ООО «Демлинк Трэвел», ООО «КонкордБизнесСервис» и красноярский ООО «Данаско». Они направили заявления на возвращение средств из фонда «Турпомощи». После этого составляется реестр неисполненных обязательств перед третьими лицами, в соответствии с которым туристы могут претендовать на возврат денег.
Впрочем, это были небольшие операторы, поэтому их закрытие мало кто заметил. Лишь когда месяц спустя о невозможности выполнить свои обязательства заявили «Полар Тур», «Радуга Трэвел», «Матрёшка», «Аврора БГ» и «Премиум Трэвел Групп», общественность встревожилась.
Между тем, эксперты отмечают, что в России функционирует 630 операторов, которые отправляют туристов за границу. Если несколько из них объявили о проблемах, это чуть более 1% в отрасли. Поэтому о повальном крахе туроператоров говорить не стоит. К закрытию привели, скорее всего, ошибки в бизнес-планировании туркомпаний, неверная оценка рынка, прогнозов по спросам и др.
Проблемы в нынешнем сезоне действительно есть. Летом подорожала нефть, вслед за которой выросла и стоимость топлива. По данным Росавиации, цена на авиакеросин в июне взлетела в среднем на 3%. Туроператоры, которые продали туры, основываясь на старой цене топлива, логично оказались в затруднительном положении. Однако вряд ли это может спровоцировать коллапс отрасли, подчёркивают аналитики.
Нынешняя ситуация, безусловно, отличается от периода 2015-2017 годов, который в туриндустрии считают относительным затишьем. Тогда о банкротстве заявили несколько игроков, хотя среди них были и весьма видные: «Трансаэро Тур», «Коннайссанс Тур» и «Ted Travel».
А вот лето 2014 года называют поистине жарким для туристов и туркомпаний. В тот период о банкротстве заявили более 15-ти туроператоров, в том числе и крупнейшие: «Нева», «Лабиринт», «Южный крест», «Солвекс-Турне», «Верса» и др. Пострадавшими стали около 75 тысяч человек. Как и в нынешней ситуации, большинство фирм закрылось в разгар сезона, оставив туристов без денег и отдыха.