Российские нефтяные компании могут обязать поставлять на отечественные НПЗ не менее 17,5% от добытого сырья. Этот вопрос поручено проработать трём правительственным ведомствам — Минэнерго, Минфину и Минэкономики. Но, поскольку в РФ отсутствуют какие-либо нормативы по поставкам на НПЗ, очень сложно предсказать, что ждёт нефтяную отрасль в случае реализации идеи. По словам экспертов, такой законопроект ударит, прежде всего, по независимым нефтедобытчикам, не имеющим своих перерабатывающих заводов. Участники рынка допускают также снижение цены на сырье.

Работа на экспорт

Тема обсуждалась на июльском совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, сообщил «Коммерсант». Автор инициативы в протоколе совещания не указан, но она может исходить от одной из системообразующих нефтяных компаний РФ. Не ясно также, какие цели преследуются, как идея будет реализована с точки зрения логистики и какова её реальная эффективность для отрасли. Остаётся обратиться к существующей статистке, но ситуацию это не слишком проясняет. В 2017 году из добытых 546,8 млн т нефти и конденсата на первичную переработку пришлось 279,9 млн т. По оценке ассоциации «Ассонефть», российские независимые нефтегазодобывающие компании (ННК) добывают около 23 млн т в год. Из этого объёма на внутренний рынок идёт около 14 млн (60%), из которых более половины поступает на независимые НПЗ. Наиболее крупной из ННК является Иркутская нефтяная компания, добывающая 8,5 млн тонн в год.

Фото: media.gazprom-neft.ru

Независимые производители, в основном продающие свою нефть на экспорт, опасаются, что введение норматива о поставках на НПЗ отберёт у них премию к цене. Об этом сказал собеседник, близкий к работающей в Поволжье «Юкола-нефти», добывающей около 360 тысяч т нефти в год. У таких компаний, как «Дулисьма» и Ruspetro, есть льготы по экспортной пошлине, они также могут их потерять.

Поддержка сектора ННК в других странах

Между тем во многих странах мира именно ННК формируют конкурентную среду, обеспечивающую прозрачность бизнеса и высокую экономическую активность в отрасли. Более того, местное законодательство в области налогообложения и лицензирования ориентировано на развитие сектора. В результате в США, например, ННК создали почву для сланцевой революции, поддержав новые, перспективные технологии добычи. А в Норвегии многочисленные компании-операторы добились серьёзных успехов в освоении шельфа. Помимо того, что нефтегазовики активно участвуют в геологоразведке, они способствуют рациональному недропользованию, поскольку работают на небольших малопривлекательных для ВИНК (вертикально интегрированных компаний) запасах.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: media.gazprom-neft.ru

В России нефтепереработка имеет не слишком высокую рентабельность. Это связано, среди прочего, с фискальной нагрузкой на сектор, во многом обусловленной принятыми в начале августа законами о завершении налогового маневра в 2019–2024 годах. Можно предположить, что идея о нормативах поставок направлена на стимулирование загрузки нефтеперерабатывающих мощностей для поддержания предложения топлива на внутреннем рынке. Однако не очень понятно, на каком основании можно обязать частную коммерческую компанию продавать сырьё на внутренний рынок, если это будет ей абсолютно невыгодно. Решение о выборе между отечественными НПЗ и экспортными поставками принимается в зависимости от размера чистой прибыли. Ко всему прочему, у некоторых ННК нефть, поставляемая на экспорт, закладывается под обеспечение кредитов.

Тамара Сафонова, исполнительный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора «НААНС-МЕДИА»:

Эта инициатива не только не повлияет положительно на экспорт нефтепродуктов, но и при определённой трактовке может спровоцировать утверждение самого низкого порога для объёмов внутренней переработки, который будет значительно ниже существующего. 17,5% — смешная цифра. У нас экспорт составляет 44−46% от объёма нефтедобычи. Поддержать нефтепереработку можно, сделав поставки на внутренний рынок более выгодными, чем на экспорт. Все составляющие цены на моторное топливо должны гибко следовать за изменением котировок эталонных сортов нефтепродуктов на мировых рынках, включая и акцизы, требующие ежемесячной коррекции, и таможенные пошлины. Тогда паритет внутренних и экспортных поставок для НПЗ будет сопоставим и выйдет из траектории отрицательной маржинальности.

Богдан Зварич, вице-президент Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:

Фото: KRISHA.KZ

Производство продуктов с более высокой добавленной стоимостью — это, безусловно, хорошо для экономики страны. Инициатива определяет тот минимум, который необходимо отправить на переработку, но компании могут перерабатывать и больше, с учётом спроса и предложения. К снижению объёмов, направляемых на переработку, это не приведёт. Что касается тех компаний, у которых нет собственных НПЗ, — им, действительно, придётся пересматривать свою модель работы, и для них это может стать некоторой проблемой. Но эта проблема не такая критичная. Думаю, объём переработки нефти внутри страны увеличится. Вопрос — как сильно это будет стимулировать переработку.

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:

Фото: SPUTNIKNEWS-UZ.COM

Для тех компаний, которые ориентированы на внутренний рынок, ничего не поменяется: они как работали, так и будут работать. Сейчас этот рынок намного больше, чем обсуждаемые 17,5%: то есть около 200 млн тонн нефти мы перерабатываем внутри страны, при добыче в более 500 млн тонн. Для тех, кто экспортирует сырьё, есть налоговый манёвр, который ориентирует компании продавать продукты переработки, а не сырую нефть. Возможно, инициатива появилась, исходя из потребностей НПЗ, которые могут быть недозагруженными.