На рынке кредитования населения медленно, но верно происходит перегрев, а за вклады физлиц идут процентные войны. Так, соотношение кредитов к депозитам граждан к 1 февраля достигло 53,7%, увеличившись на всего на 0,8 процентного пункта за месяц. Пик этого показателя пришёлся на декабрь 2018-го, когда соотношение кредитов и вкладов населения составляло 54,9%, следует из презентации заведующего Лабораторией структурных исследований РАНХиГС, экс-замминистра экономического развития Алексея Ведева (News.ru ознакомился с документом).

Исторический максимум этого индикатора наблюдался в декабре 2008 года — 78,3%. После этого соотношение падало почти три года подряд — до 43,7% в мае 2011-го. Норма мирового опыта — 40%, отмечает Ведев.

«Во время кризиса снижается кредитная активность [россиян] и повышается сберегательная, что приводит к снижению соотношения кредиты/депозиты населения. Рост этого соотношения свидетельствует о перегреве рынка», — поясняет бывший чиновник.

Примечательно, добавляет он, что сейчас это происходит одновременно с падением темпов роста доходов населения. Только в январе они сократились на 1,3%, говорится в материалах Росстата и Центробанка.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Последний оказывается заложником политики Минфина, добавляет главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. То, как действует в настоящий момент бюджет, создало предпосылки для снижения релевантности процентной политики ЦБ, уточняет он.

«Не существует более кривой процентных ставок, которые зависят от уровня риска банка. Мы получили спираль процентных войн, которые полностью игнорируют процентные сигналы Банка России. Всё [банки] начинают бороться [за клиентов]», — рассуждает Матовников.

Дело в том, поясняет аналитик, что Минфин в соответствии с законом и требованиями правительства размещает бюджетные деньги в основном на счетах в крупнейших финансово-кредитных организациях. Но они в свою очередь не могут рассчитывать на депозиты ведомства как на долгосрочный источник средств с точки зрения норматива банковской ликвидности Н26. Поэтому крупнейшие игроки рынка вынуждены конкурировать за деньги вкладчиков.

Сейчас уже практически нет разницы в ставках по вкладам в банках разных категорий, доходность депозитов у всех уже почти одинаковая, отмечает Матовников. По его данным, средняя ставка для физлиц в Сбербанке равняется 7,5%, такой же процент можно получить и в банках с госучастием, и частных кредитных организациях. Чуть скромнее доходность депозитов для населения в банках, которые оздоравливает и контролирует Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС, «дочка» ЦБ). Там можно открывать вклады в среднем под 7,4% годовых. В других санируемых банках средняя стоимость привлечения денег от населения равняется 7,3%, а самые низкие ставки оказываются в иностранных банках. Там она составляет 6,8%, приводит данные главный аналитик Сбербанка.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Как-таковых процентных войн нет, парирует Алексей Ведев из РАНХиГС, но есть тотальный проигрыш частного сектора, который простимулирован Центробанком и Минфином.

Нынешний уровень соотношения кредитов к депозитам россиян не вселяет оптимизма, рассуждает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Рост кредитного портфеля физлиц и нефинансовых организаций за последние 12 месяцев составил 13,4%, а объём вкладов населения увеличился на 8,9%, напоминает он. В сегодняшних экономических реалиях парадигма кредитной экспансии носит несколько нездоровую природу, убеждён эксперт.

Эффект от экономического спада, базисом для которого в России в определённый период выступали внешние факторы как в виде санкций, так и в виде масштабного снижения ценовой конъюнктуры рынка энергоносителей, транслировался в снижение соотношения кредитов к вкладам, поясняет Покатович. При этом сейчас драйвером роста кредитного портфеля банковского сектора является потребительский сегмент — население на фоне продолжающегося снижения своего благосостояния использует заёмные деньги, чтобы поддерживать свою покупательную способность. Такое положение дел неминуемо приводит к росту долгового давления, что также транслируется в снижение объёмов сбережений — людям попросту не удаётся откладывать, а банки, в том числе из-за этого, вынуждены повышать ставки, резюмирует он.