Глава российского правительства Дмитрий Медведев утвердил повышение утилизационного сбора на автомобили. С 1 января 2020 года в России будет проиндексирована ставка утилизационного сбора на колёсные транспортные средства и прицепы. Как следует из официального постановления кабмина, в России необходимо создать условия для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов. Опрошенные эксперты считают, что рост ставки приведёт к удорожанию не только импортной автопродукции, но и российской. Подорожать могут и мотоциклы со снегоходами, предупреждают аналитики.

Меньше всего ставки вырастут в сегменте машин с объёмом двигателя до одного литра (на 46%). Ставки самой массовой группы машин с двигателем от 1 до 2 литров увеличатся на 112%. Утильсбор за внедорожники, спорткары и седаны премиум-класса при этом взлетит на 145%.

Утилизационный сбор платится при ввозе автомобиля в Россию, при производстве и при покупке у собственника, который его не заплатил. НДС с утилизационного сбора не взимается. Установленный законодательством сбор взимается лишь один раз и предназначается для утилизации машин с соблюдением экологических норм. До оплаты сбора поставить на учёт и пользоваться транспортным средством невозможно.

Для примера, в странах ЕС утильсбор для легковых авто составляет порядка €100 и уплачивается при покупке. При этом коэффициент утилизации для автомобилей «АвтоВАЗа», проданных в Евросоюзе, превышает 97%.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

По мнению соучредителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, данное повышение — предсказуемая реакция на снижение таможенных ставок по требованию Всемирной торговой организации для сохранения общего уровня тарифной защиты. Это своего рода компенсация за принудительное снижение таможенных тарифов, пояснил он.

Этим шагом наши власти защищают отечественного производителя и тех, кто локализует производство здесь, в России. В этом, правда, есть польза — обеспечение рабочими местами россиян. Это делается прежде всего для этого.

Сергей Канаев соучредитель Федерации автовладельцев России

Эксперт напомнил, что такая политика ведётся в нашей стране с 2007 года с подачи Минпромторга в лице Алексея Рахаманова. По его мнению, повышение ставок в конечном итоге приведёт к удорожанию машин на вторичном рынке, после чего последует сокращение качественного подержанного импорта из-за рубежа, который сегодня опять начинает развиваться.

Канаев полагает, что часть моделей авто, скорее всего, просто перестанут ввозить в РФ.

При этом, по словам соучредителя Федерации автовладельцев России, цены на отечественные машины также повысятся. Если дорожает на внешнем, то дорожает и на внутреннем рынке, отметил аналитик. С другой стороны, добавляет он, защита производителя и подразумевает естественное подорожание транспорта из года в год.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Между тем вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр высказал мнение, что утильсбор в 2020 году, возможно, будет реализован с «дифференцированным подходом». Он полагает, что рост ставок также может коснуться и мототехники — мотоциклов, квадроциклов и снегоходов. Это приведёт к их ещё более «запредельной» стоимости, отметил эксперт.

Я боюсь, что это приведёт к понижению спроса, к снижению покупательной способности россиян, а не к ожидаемым доходам государства. Левая рука не знает, что делает правая.

Ян Хайцеэр вице-президент Национального союза автомобилистов

По мнению Хайцеэра, правительство действует наперекор здравому смыслу. Вместо того чтобы сделать его доступнее, оно делает «элитнее». Но ведь тогда, указывает эксперт, начинает «сыпаться» целая цепочка доходов. Страховые компании не получат своих денег, продавцы авто потеряют потенциальную прибыль, продавцы запчастей, операторы постгарантийного обслуживания и другие также упустят свою выгоду. А это значит, что будет налоговый дефицит и потеря рабочих мест, подчёркивает аналитик.

Таким образом, убеждён специалист, на выходе доступный по цене легковой автомобиль даёт экономике больше денег, нежели разовое снятие пошлины. Эта логика описана в учебниках, заключил Хайцеэр.