Министерство юстиции сочло необходимым сделать более строгими санкции в отношении работодателей, допускающих практику нарушений сроков выплаты заработной платы. Специалистами ведомства предлагается изменить сам принцип финансово-административного воздействия: теперь за точку отсчёта предлагается брать количество штрафов, которое должно равняться числу сотрудников, не получивших деньги. О том, насколько ожидаема была эта мера и как в реальности может работать адресность наказания, — в материале News.ru.

В ведомстве подготовили доклад по результатам мониторинга, который фиксировал, как отслеживались и пресекались в 2018 году факты задержек зарплаты на предприятиях различных форм собственности. О докладе сообщили «Известия».

Один из ключевых его выводов: фактический разнобой между реакцией трудовых инспекций и судов, когда представители данных структур неоднозначно решают вопрос о количестве невыплат, совершённых работодателем. Отсюда и неэффективность прежних мер, когда недобросовестные руководители не очень-то боялись штрафов и с лёгкостью повторяли ситуации с задержками.

То есть в большинстве случаев контролирующие органы применяют часть 6 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, выписывая юридическому лицу штраф всего лишь от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Как уверены авторы доклада, надо, чтобы наказывалась каждая задержка, и если она имела место в отношении хотя бы одного работника, а не отдела, бригады или цеха.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Таким образом, Минюст ответил на требование Верховного суда РФ, который вынес заключение, что «каждый из выявленных в результате проведённой проверки фактов нарушения законодательства о труде образует самостоятельный состав административного правонарушения». Насколько оперативно ведомство отреагировало на вердикт верховного судебного органа, комментировать сложно: решение Верховного суда датировано 2014 годом.

Понятно, пятилетнее затягивание выработки адекватной нормативной базы по отношению государства и права к явлению невыплаты в срок заработной платы теперь сказывается, прежде всего, на цифрах этой неофициальной «отрасли обогащения».

На 1 октября Росстат оценивал просроченную задолженность по зарплате по всей стране свыше 2,6 млрд рублей. На 1 июля денежный эквивалент задержек равнялся 2,57 млрд рублей. Только за первые шесть месяцев текущего года долги перед нанятым персоналом увеличились на 862 млн рублей, это почти на 100 млн больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Всего, констатирует Росстат, по данным на конец первого полугодия 2019 года 41 тыс. работников ожидали незаконно удерживаемых им выплат. Около 50% из них заняты в обрабатывающей промышленности, 16% — в строительной сфере, 8% — в АПК и лесозаготовках, 7% — в добыче полезных ископаемых. Сводки статистического госучреждения не включают в себя малые предприятия и относятся только к официально трудоустроенным.

Как ни странно, Москва — лидер этого не самого презентабельного списка (274,2 млн рублей долгов). За ней следует Тверская область (120 млн), дальше в перечне — Волгоградская область(165,7 млн), Хабаровский край (116,2 млн), а также Кемеровская область (110,5 млн).

Минтруд, словно полемизируя с Росстатом, приводит данные, что в 2018 году о задержках зарплаты давали сигналы свыше 540 тыс. работников.

Сейчас министерство, объявив о необходимости поправок, делает акцент на том, что нужен проект «особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В ней и будет закреплено, вероятно, уточнение, по которому штрафы выписывались бы за каждого работника, а не за группу сотрудников.

Один из предлагаемых способов Минюста — резкое увеличение штрафа, когда, например, с 50 тыс. рублей он подпрыгнет до 50 млн.

Фото: minjust.ru

Что касается разночтений ныне действующего законодательства по данной тематике и их отражения в правопримении, то в докладе содержится красноречивый пример решения Приморского краевого суда прошлого года. Невыплата денег работникам компании численностью 2591 человек в сумме 31,5 млн рублей была квалифицирована как одно нарушение. И работодатель за него получил штраф в 30 тыс. рублей. А в некоторых случаях суды аннулировали постановления трудовых инспекций о штрафах за задержку зарплаты из-за того, что компания уже наказывалась санкциями за тот же период.

По правилу, которое пока предлагается юридическим ведомством, вышеупомянутую организацию в Приморье оштрафовали бы по меньшей мере на 77,7 млн рублей (при расчёте минимальной санкции по 30 тыс. рублей, помноженной на число тех, кому задержали зарплату).

Кстати, предусмотрена и уголовная ответственность, адресованная персонально — физическим лицам: главам компаний либо лицам, отвечающим за выплату зарплаты. Это положение прописано в статье 145.1 УК РФ, и оно может быть применено только к человеку, а не к компании. Напомним, уголовное дело должно заводиться, если заработную плату полностью не платили два месяца или частично три месяца. При этом допускающим такие нарушения может грозить до пяти лет лишения свободы.

В РСПП уже выразили опасение, что крупные штрафы несут угрозу необоснованного разорения человека или компании. Вице-президент РСПП Фёдор Прокопов сомневается в продуманности нормы кратного увеличения штрафа, поскольку убыток от такого наказания может беспрепятственно распространиться на новое количество физических лиц, не имеющих никакого отношения к конкретному трудовому конфликту. В сообществе предпринимателей и работодателей придерживаются точки зрения, что если же в качестве продолжения санкций за невыплаты будут банкротиться целые предприятия, например, те, которые обеспечивают бесперебойную работу систем жизнеобеспечения, то пострадают целые кварталы и районы.

Ещё момент, не до конца учтённый в предложениях Минюста: бывает, что задержки происходят и на госпредприятиях. Причины этого кроются не в каких-то кознях жадных директоров или собственников, а в проблемах с трансфертами бюджетных средств.

Заведующий центром инновационной экономики и промышленной политики Института экономики РАН, кандидат экономических наук Владимир Филатов считает меру, предлагаемую министерством, явно запоздавшей. Действующая норма штрафа в 30–50 тыс. рублей не выдерживает никакой критики, полагает собеседник News.ru, так что размер штрафов должен быть намного серьёзнее, и его обязательно надо пропорционально увязывать с общей суммой невыплат.

На взгляд эксперта, нерадивый хозяин или директор должен на себе чувствовать, помимо, разумеется, и репутационных издержек, что ему экономически крайне невыгодна невыдача в своевременном порядке людям денег за работу. Также была бы уместна дифференциация при начислении штрафа и по срокам задержки.

В принципе, это правильная мера, но она нуждается в корректировке в сторону усиления ответственности работодателя перед нанятыми работниками. Если ему нечем платить, в таких случаях более оперативней должна применяться процедура банкротств. А что касается положения работников, то было бы разумным наделить их в тех поправках, которые сейчас инициирует Минюст, дополнительными гарантиями защиты своих трудовых прав. Пока же они, как показывает практика, весьма нечасто обращаются в трудовые инспекции в связи с задержками. И объясняется это понятными опасениями за своё дальнейшее нахождение на работе.

Владимир Филатов заведующий центром инновационной экономики и промышленной политики Института экономики РАН