С российского рынка медицинских изделий могут исчезнуть томографы, рентгеновские аппараты, материалы для имплантации. Об этом в открытом письме вице-премьеру Татьяне Голиковой предупредил союз производителей медизделий «Медицинские ресурсы». Угроза дефицита связана с новым механизмом регистрации медизделий на территории РФ по правилам Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые предусматривают создание единого рынка этой продукции, отмечает объединение.
До 31 декабря 2021 года
Медицинские изделия, продающиеся в России, Казахстане, Белоруссии и Киргизии, должны пройти перерегистрацию до 31 декабря 2021 года. По подсчётам «Медресурсов», средний срок их вывода на рынок ЕАЭС по новым нормам может составить от полутора до двух лет. Но в России сегодня действует уже около 37 тыс. регистрационных удостоверений, а в среднем за год Росздравнадзор успевает зарегистрировать около 1,5 тыс. продуктов.
Отечественные производители, как пишет «Коммерсант», могут пройти эту процедуру со второй половины 2018 года, что даёт им в сумме около трёх лет до конца переходного периода. По оценкам Минпромторга, в России к 2030 году выпуск медицинских изделий вырастет в 3,5 раза (сейчас объём рынка составляет 255 млрд рублей), экспортные поставки увеличатся в 10 раз.
«Для перерегистрации уже успешно обращаемых на территории Российской Федерации медицинских изделий при сохранении нынешних мощностей Росздравнадзора понадобится более 20 лет», — говорится в письме.
Удар по производителям и гражданам
Авторы обращения указывают ещё на один вызывающий опасение фактор — вероятный рост цен на медизделия из-за увеличения затрат на перерегистрацию. Дополнительные расходы могут привести производителей к сворачиванию новых проектов и банкротствам. Участники рынка предлагают отказаться от процедуры и заменить её признанием уже существующих удостоверений на уровне рынка ЕАЭС. По их мнению, ситуация чревата «ухудшением, а подчас и невозможностью оказания необходимой медицинской помощи гражданам РФ».
Аналогичные обращения в начале года организация «Медицинские ресурсы», объединяющая более 35 российских компаний, направила в Минздрав, Росздравнадзор и Минэкономики. Ведомства в целом поддержали инициативу, однако в начале октября Минэкономики опубликовало отрицательное заключение на документ, напомнив о необходимости рассмотреть вопрос об увеличении переходного периода для регистрации.
У фармацевтов свои сложности
Со схожей проблемой столкнулись российские производители лекарств. В июле, напомним, пять крупнейших фармацевтических компаний обратились к спикеру Госдумы Вячеславу Володину и вице-премьеру Татьяне Голиковой, призывая не вводить криптозащиту маркировки медикаментов. По их мнению, эта мера чревата существенным ростом цен на лекарства из-за дополнительных расходов, более того — снижением экспортного потенциала России. В 2017 году объём отечественного фармацевтического рынка превысил 1,6 трлн. рублей.
Маркировка всех выпускаемых лекарственных препаратов двухмерным штрихкодом становится обязательной с 1 января 2020 года. Глава Минздрава Вероника Скворцова видит в системе маркировки «наиболее эффективный механизм борьбы с некачественной продукцией», с фальсификатом и контрафактом.
Между тем на состоявшемся 12 ноября совещании президента с членами правительства Скворцова заверила Владимира Путина в том, что «по целому ряду однородных групп лекарств» её ведомство уже сейчас снижает цены на 10−15%.