Проблема роста цен на полупроводниковые микросхемы глобальная и скажется на всех участниках рынка. Об этом NEWS.ru заявили в госкорпорации «Ростех». Цены на электронику российского производства могут вырасти на 20–50%, о чём предупредили представители целого ряда отечественных компаний. Между тем заместитель председателя комитета Совета Федерации (СФ) по экономической политике Валерий Васильев подозревает, что дефицит создан в определённой степени искусственно. По его мнению, крупнейшие компании на фоне COVID-19 значительно увеличили объёмы заказов на различные комплектующие, чтобы обеспечить профицит компонентов для удовлетворения растущего спроса на смартфоны, планшеты, ноутбуки и ПК.
Отечественных разработчиков электроники коснулся мировой дефицит полупроводниковых микросхем. Проблема ведёт к росту издержек, которые могут сказаться на рыночной стоимости продукции, говорят представители отрасли. Вероятно, пишут «Известия», дефицит чипов также приведёт к росту доли товаров плохого качества, увеличению сроков производства и снижению темпов импортозамещения в России.
Проблема роста цен на полупроводниковые микросхемы глобальная и скажется на всех участниках рынка. Обычно закупочные цены зависят от объёма потребления, у зарубежных производителей он традиционно выше, в связи с чем и цена закупки немного лучше. Однако общий рост цен сказывается на всех более-менее равномерно.
Текущая ситуация с мировой пандемией затронула все отрасли, в том числе российскую электронику, объясняет представитель госкорпорации «Ростех» Константин Мовчан. Однако правительство РФ совместно с Министерством промышленности и торговли разработало и успешно применяет такой механизм поддержки, как постановление «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры».
Данный механизм позволяет предприятиям получить субсидии до 70% от объёма инвестиций при разработке и внедрении новых электронных изделий и их компонентов. Основным условием «успешности» является организация сбыта разработанной продукции в трёхкратном размере от суммы субсидии.
По суждению Павла Осипова, целью оказания помощи российской электронной промышленности должно быть создание конкурентоспособной инновационной продукции. Уже есть успешные примеры создания отечественных компьютеров, сетевого и серверного оборудования, их составных частей, локализуется процесс изготовления всё большего числа различных видов печатных плат, установки на них ЭКБ, корпусирования, программирования и т. д.
Искусственный рост цен?
Заместитель председателя комитета СФ по экономической политике Валерий Васильев считает, что «электронный» дефицит создан в определённой степени искусственно, так как крупнейшие компании в условиях пандемии коронавируса существенно увеличили объёмы заказов на различные комплектующие, в том числе чипы, поскольку стремились обеспечить профицит компонентов для удовлетворения растущего спроса на смартфоны, планшеты, ноутбуки и компьютеры. Что, естественно, привело к дефициту комплектующих.
Но возникает вопрос, почему следствием этого обязательно должен стать рост стоимости изделий? Насколько уменьшится выпуск готовой продукции, возникнет ли в связи с этим повышенный спрос на неё? По мнению сенатора, здесь нет чётких ответов.
Валерий Васильев считает, что в нынешних условиях следует принимать решения по оказанию помощи предприятиям отечественной электроники.
Необходим не столько краткосрочный прогноз, сколько важно спрогнозировать развитие отрасли на перспективу, как минимум на пять-семь лет, и в зависимости от этого принимать решения. Отрасль в мире развивается стремительно, здесь главное — сделать верный расчёт на то, какие технологии будут особенно востребованы в ближайшем будущем.
Сенатор считает, что необходимо очень внимательно проанализировать ситуацию как на внутреннем, так и на мировом рынке и только после этого принять максимально взвешенное решение по вложению инвестиций в российскую электронику.
В принципе аналитики сходятся на том, что на рынке электроники происходит такая же ситуация, что и в других сегментах мирового производства (например, в автопромышленности). Цепочка событий следующая: на фоне жёсткого локдауна весной 2020 года, когда закрывались ведущие производства по всему миру, останавливались и сборочные конвейеры, и производители комплектующих. Летом — осенью наблюдался дефицит по автомобилям. Чтобы удовлетворить спрос в полном объёме, подобные перерывы нежелательны — получается провал в производстве и поставках.
То же самое сейчас происходит в секторе комплектующих для электроники: после локдауна самые крупные компании стали закупать комплектующие впрок, создали ажиотаж, а производители начали повышать цены. Сказались и экономические последствия пандемии — падение продаж и оборотов, рост затрат, что также стало поводом для увеличения стоимости производителями компонентов. Но специалисты сомневаются, что от этой ситуации выигрывают азиатские компании, американские или европейские производители.
Доля российских покупателей чипов и других составляющих настолько мала в сравнении с крупнейшими корпорациями, что они просто будут стоять в общей очереди и ждать исполнения своего заказа. Тут вряд ли чем-то можно помочь. Мерой поддержки со стороны государства может быть субсидирование производства определённых видов товаров. Но надо понимать, что такие дотации для отдельного сектора экономики — это дополнительные затраты бюджета, который и так в 2021 году будет дефицитным.
Между тем с большой долей скепсиса отнёсся к сообщениям об увеличении стоимости электроники глава Союза потребителей РФ Пётр Шелищ. Он уверен, что заявления о росте цен изготовителей вольно или невольно стимулируют потребительский спрос, поэтому их стоит проверять, тем более что предсказывают столь значительное повышение — до полутора раз. Эксперта удивляет прогноз по поводу дефицита микросхем — для современной рыночной экономики более характерен избыток производственных мощностей. Хотя, возможно, это последствия пандемии коронавируса, признаёт он.
Да, рост цен на микросхемы выгоден их изготовителям, а они в определяющей части в странах Юго-Восточной Азии. Но он же стимулирует инвесторов к созданию новых производств, что приведёт к снижению цен. Вряд ли государство в состоянии поддержать отечественную промышленность, компенсируя рост затрат на микросхемы. Если есть такие средства, лучше направить их на субсидирование расходов на питание и на городской транспорт бедных семей с детьми. Что касается электроники, надо привлекать ведущих мировых производителей чипов (многие мировые бренды конечной продукции у нас уже работают), размещать производства в России, осваивать технологии и организационные стандарты, готовить специалистов.
Это сделает нашу электронную промышленность менее зависимой от конъюнктуры мировых рынков, подчёркивает Шелищ.
По мнению старшего преподавателя курса «Ценообразование» НИУ ВШЭ Александра Лебедева, кроме пандемии в росте цен на электронные компоненты «виновата» также и торговая война США и Китая. В условиях лавинообразного роста потребительского спроса некоторые поставщики по-новому ощутили свою возросшую силу и подняли отпускные цены, отменив или существенно уменьшив ранее предоставленные оптовым покупателям скидки, добавляет он. Но стоит помнить, что это краткосрочный ажиотаж, а не долгосрочный тренд, говорит он. Правда, в отсутствии фундаментальных факторов поддержки увеличенного спроса через некоторое время рост замедляется, останавливается и производители начинают предоставлять скидки для распродажи остатков. Лебедев для снижения ценового фактора предлагает «расширять существующие мощности». Обладая технологиями и квалифицированным персоналом, это легче, чем создавать, даже с помощью государственной поддержки, предприятие «с нуля». При наличии свободных мощностей сейчас хорошее время для лицензионного производства и локализации производства для трансфера существующих технологий, а не создания новых, полагает эксперт ВШЭ.
Нашей микроэлектронике, безусловно, надо помогать, поскольку эти технологии критические как для безопасности страны, так и для её цифровой модернизации. К сожалению, наше отставание от мировых лидеров в производстве памяти, микропроцессоров и других важнейших компонентов достаточно велико. Хотя за последнее время и были разработаны несколько относительно конкурентоспособных продуктов, но они все произведены на TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company. — NEWS.ru).
Итак, какие есть реальные механизмы помощи развитию российской электроники? По мнению Суетина, это:
— создание современного микроэлектронного производства;
— поддержка разработчиков конкурентоспособных полупроводниковых микросхем;
— защита внутреннего рынка и помощь в продвижении на внешнем рынке;
— увеличение финансирования НИОКР в области микроэлектроники;
— создание в ведущих вузах центров дизайна специализированных микроэлектронных систем.
Но не обойдёт ли нас Китай?
Китайские производители только в отдельных проектах зависят от нашей электроники. Рост цен на отечественную продукцию никак не скажется на Азии, и проиграет только отечественный рынок, уступая им ещё больше в ценах даже на нашем рынке, рассуждает доцент кафедры информатики РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Тимофеев. Российская электроника в военном сегменте имеет долю около 85%, в гражданском — 30%.
Смысл в кризис помогать нашему производителю электроники, конечно же, есть, так же как мы смогли поддержать наших производителей продуктов на фоне санкций. Реальных механизмов помощи развитию российской электроники много — налоги, прямые компенсации затрат и т. д. Средства, которые выделяются в рамках госпрограмм, составляют примерно 210 млрд рублей, через институты развития — ещё 56 млрд рублей.
В Китае и США государства также поддерживают своё производство электроники, указывает аналитик из «Плехановки». Плановые показатели уже стоят в программах развития отрасли, и Тимофеев считает, что в Минпромторге уже есть решения в ответ на увеличение стоимости импортных комплектующих. Рынок растёт за счёт спроса, поэтому даже при естественном росте цен от 10 до 35% в год на ряд комплектующих спрос будет только повышаться, отмечает он.
Доцент программ «Международная экономическая безопасность» и «Цифровая экономика» РУДН Алексей Гусев убеждён, что китайские производители уже выиграли от дефицита компонентов, причём в среднесрочной перспективе, нарастив складские запасы на сырьё и отдельные, наиболее редкие компоненты, ещё когда США ввели санкции против отдельных компаний из Поднебесной.
Надо понимать, что спрос на подобную продукцию со стороны компаний в КНР гораздо выше, чем у отечественных, так что прогнозируемый рост цен, дефицит тех же компонентов, снижение качества поставляемых товаров при их закупках в Китае российскими производителями будет важен лишь для РФ.
Это часть общемировых проблем, которые коснутся нас опосредованно, как всего лишь одного из локальных рынков сбыта, причём отнюдь не приоритетного, как тот же американский для Китая. Такие локальные рынки всегда наиболее чувствительны к возникающему дефициту и росту издержек у основных поставщиков, так что негативные моменты проявятся у нас в полной мере.
Поддержка российских производителей, безусловно, возможна, продолжает эксперт РУДН, и сейчас усиление помощи вполне оправданно с точки зрения политических факторов в антисанкционной экономике. Однако воспользоваться её плодами в долгосрочной перспективе производителям российской электроники вряд ли удастся, сетует специалист.
Речь идёт лишь о сиюминутных выгодах, тогда как отечественным производителям приходится иметь дело с продуктами более длительного жизненного цикла. Именно поэтому гораздо эффективнее использовать государственную поддержку для более долгосрочной реструктуризации производств во всей отрасли. Но, судя по не внушающей оптимизма текущей практике, так давно декларируемой поддержке российского производителя, это потребует серьёзных политических усилий, — заключил Алексей Гусев.
Что же делает государство
У российской электронной промышленности большой потенциал роста с учётом текущей экономической ситуации, санкций, цифровизации, которая заставляет отрасль переориентироваться на быстрый рост, при этом помощь со стороны государства является важным драйвером, отмечает директор Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис Булат Шамсутдинов. И государство двигается в данном направлении, так была разработана Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации до 2030 года.
Есть ограничения в развитии отрасли, например, специализированное программное обеспечение, которое сегодня является зарубежной разработкой с высокой стоимостью, не говоря о производственном оборудовании зачастую зарубежных производителей. Также не хватает высококвалифицированных специалистов в области электроники, удовлетворяющих мировым стандартам отрасли.
Ещё один сдерживающий фактор — ограничение для дизайн-центров и некоммерческих организаций, которые ведут деятельность в области создания наукоёмкой электронной продукции, показателем которых является объём реализации электронной продукции, в денежном выражении превышающем объём направленных на реализацию проекта средств федерального бюджета не менее чем на 15 %. В данном случае государство должно быть заинтересовано в продвижении такого товара и создавать внутренние механизмы реализации такой продукции.
Как рассказали в Минпромторге, в настоящее время на развитие радиоэлектронной промышленности направлены следующие мероприятия:
— в части стимулирования спроса на российскую электронную продукцию введены квоты на закупку электронной продукция для государственных и муниципальных нужд, а также для отдельных видов юридических лиц (в соответствии с Федеральными законами №№ 249-ФЗ, 250-ФЗ от 31.07.2020), постановлениями правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2013 и 2014 определены минимальные доли закупок и введён запрет на включение в технические задания дополнительных характеристик, ограничивающих возможность участия в конкурсных процедурах российских производителей (в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 961 от 20.06.2020);
— также сформирован единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее — реестр), утверждённый постановлением правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878, по которому обеспечивается преимущество отечественной продукции при осуществлении закупок по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (правило «третий лишний») и по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (преференция от конкурсной цены на 30%).
Затем в части формирования благоприятного инвестиционного климата для организаций электронной промышленности:
— введены налоговые льготы для разработчиков электронной продукции (в соответствии с Федеральным законом № 265 от 31.07.2020);
— создан реестр организаций, оказывающих услуги по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции (в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 2392 от 31.12.2020).