Китай готовился к этому событию четверть века, и вот, наконец, свершилось. В 9 часов утра по местному времени Шанхайская международная энергетическая биржа (INE) начала торги нефтяными фьючерсами, номинированными в юанях, тем самым нарушив историческую гегемонию доллара как основной и практически единственной валюты, в которой формировались цены и велись расчёты за чёрное золото.
Новый контракт PetroYuan объёмом 1 тыс. баррелей в перспективе сможет стать серьёзным конкурентом для существующих нефтяных эталонов — лондонского Brent Crude и нью-йоркского West Texas Intermediate (WTI), пишет Bloomberg. Уже первые торги новым инструментом привлекли порядка 400 китайских и иностранных игроков, включая крупнейших нефтетрейдеров Glencore и Trafigura.

За 2,5 часа утренней сессии было заключено более 200 сделок, объёмы по наиболее торгуемому сентябрьскому контракту превысили 15,4 млн баррелей, превзойдя самые смелые ожидания. По данным биржи, торги в первый рабочий день открылись ценой 440 юаней ($69,8) за баррель, после чего котировки подпрыгнули сразу на 6%, до 447 юаней ($70,8).
Символично, что начало торгов нефтью за юани практически совпало с первыми ударами, которые нанесли США в торговой войне с Китаем, введя пошлины на импорт стали и объявив о других ограничительных мерах для китайских компаний в сфере торговли и инвестиций.
Идея запустить торги независимым фьючерсом на нефть владеет умами китайского руководства с 1993 года, и подготовка к этому событию контролировалась на самом высоком уровне (вплоть до Политбюро ЦК Компартии КНР). Поэтому правительство страны заявило о готовности всеми силами поддерживать новое начинание, в частности, ряду китайских компаний было настоятельно рекомендовано торговать нефтью именно через INE.

Китай является вторым после США потребителем нефти в мире. При этом около 70% нужных стране углеводородов поступает из-за рубежа. По показателю нефтяного импорта Поднебесная в прошлом году обогнала США, закупая 8,4 млн баррелей в день против американских 7,9 млн баррелей. В этих условиях китайцам жизненно важно контролировать процесс ценообразования в данном сегменте, для чего и нужен свой маркерный сорт.
Впрочем, юаневому нефтяному фьючерсу ещё предстоит пробивать дорогу к сердцам инвесторов и трейдеров. По экспертным оценкам, подобному контракту понадобится несколько лет, чтобы завоевать статус регионального эталона. Сдерживать интерес иностранных игроков к нефтеюаню будут опасения, связанные со стремлением китайского правительства контролировать курс своей валюты и потоки капитала. Игроки опасаются, что торговля новыми контрактами будет слишком жёстко регламентирована, причём регулятор может по ходу дела менять правила игры, как это бывало на фондовом рынке страны. «Тот факт, что правительство поощряет эту торговлю, а также не стесняется вмешиваться и менять правила, может препятствовать вхождению игроков», — цитирует Reuters президента консультационной энергетической компании FGE Джеффа Брауна.
Пока же неоспоримое лидерство в мире по торговле нефтяными контрактами продолжают удерживать нью-йоркская площадка NYMEX (New York Mercantile Exchange) и лондонская ICE (Intercontinental Exchange). Фьючерсы на американскую лёгкую нефть WTI помогают формированию цен в Западном полушарии, тогда как фьючерсы на североморскую нефть Brent больше влияют на Европу и Азию. В перспективе Шанхай сможет претендовать на роль площадки, где будет происходить ценообразование на продаваемую в Азии нефть. Однако в ближайшее время динамика нового контракта будет повторять колебания фьючерсов Brent, полагают азиатские эксперты.
Тем временем мировые цены на нефть продолжают расти, приближаясь к максимальным значениям текущего года, чему способствуют сохраняющиеся геополитические риски. Баррель смеси Brent уже преодолел отметку $70 на фоне заявления главы Минэнерго Саудовской Аравии о готовности стран ОПЕК и в будущем году ограничивать собственную добычу. Кроме того, на рынке появились опасения, что США готовят новые санкции против Ирана.