Украинский политик Юлия Тимошенко обрушилась с критикой на власти страны, заявив, что работающие за границей украинцы не дают рухнуть экономике, так как перечисляют деньги своим семьям. По данным Тимошенко, переводы из-за границы в течение текущего года составили €5 млрд.
Украина, как и ряд других постсоветских стран, является экспортёром рабочей силы в страны с более высокой оплатой труда, в том числе в Россию. Ситуацию с трудовой миграцией в России News.ru прокомментировал главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков: «По оптимистичному прогнозу Росстата, с недавних пор подчинённому Министерству экономического развития, к 2036 году численность населения нашей страны может достигнуть 154 млн человек, однако, в основном, за счёт мигрантов. Общую миграционную тенденцию в России грубо можно обозначить как ускоряющийся отток квалифицированной рабочей силы и приток менее квалифицированной, что оказывает дополнительный замедляющий эффект для российской экономики. При этом уезжают в более благополучные западные страны (США, Германия, Австралия, Франция, Канада и другие) как высококвалифицированные россияне, так и ранее работавшие иностранцы. А приезжают, в основном, мигранты из Средней Азии и СНГ, претендующие на рабочие места с низкой квалификацией — Узбекистан (20-25%), Таджикистан (20-25%), Украина (20-25%), Республика Молдова (5-10%), Беларусь (5-10%). При этом основной вклад в трудовую миграцию в последние годы вносила Украина, однако в 2017 и 2018 году её доля начала быстро сокращаться, а число мигрантов из Узбекистана и Таджикистана вновь стало увеличиваться».
Куда стремятся мигранты
В какие отрасли российской экономики устремляются основные потоки мигрантов, пояснила консультант Центра стратегических исследований и геополитики в области энергетики МИЭП МГИМО Луиза Акиева: «Лидирующие позиции в распределении занятости мигрантов по отраслям занимает строительство — около 34%, второе место занимает торговля — 26%. Особое внимание обращает факт превышения занятости иностранцев в строительной отрасли в 4,4 раза по сравнению с занятостью россиян (8%). На фоне существенной проблемы нелегальной миграции, процветающей в сфере строительства, данный разрыв в реальности более существенный. Очень распространена занятость мигрантов низкоквалифицированными формами труда, например, разнорабочий на стройке».
В прошлом материале этого цикла статей мы писали о том, что в качестве основного «локомотива» экономического роста руководство страны рассматривает «великие стройки». Большие капиталовложения позволяют получить прирост ВВП для того, чтобы войти в число мировых лидеров по этому показателю.
Строительные проекты также оживляют экономику региона, в котором ведется стройка, загружают мощности предприятий других отраслей. Но по их окончании стимул развития экономики пропадает. Поэтому нужно запускать новое грандиозное строительство. Так, с окончанием работ по возведению Крымского моста стала актуальна давняя идея строительства моста на Сахалин.
Разумеется, этот проект оживит экономику региона, но обеспечит ли он заметный рост занятости россиянам? Из приведённых данных видно, что значительная часть мигрантов работает на строительных проектах. «Надо отметить высокую эффективность труда мигрантов из Вьетнама и КНДР. В свете намечающейся стройки моста на Сахалин акцент может быть сделан на данный трудовой ресурс», — считает Луиза Акиева.
По подсчётам Центра стратегических разработок, за счёт трудовых мигрантов Россия может восполнить нехватку трудовых ресурсов. Эксперты ЦСР считают необходимым увеличивать прирост мигрантов до 500 тысяч человек.
Вопросы легализации
Однако с легализацией труда мигрантов на сегодняшний день в стране большие проблемы. Количество иностранцев, имеющих патенты и разрешения на работу, неуклонно падает. В основном сокращение происходит за счёт выходцев с Украины, получивших возможность отправляться на заработки в Европу без визы.
Ведущий аналитик TeleTrade Анастасия Игнатенко заявила News.ru: «В нашей стране много недобросовестных работодателей, многие из которых не хотят официально оформлять сотрудников и платить им белые зарплаты. Если бы уровень прозрачности повысился, то я считаю, что наша страна выиграла бы от этого. Люди, законно проживающие на территории России, были бы заинтересованы в долгосрочном пребывании, зарабатывании себе пенсий и других накоплений. Но, к сожалению, даже сами россияне не уверены в своём будущем, поэтому многие из мигрантов так и останутся в тени, чтобы передать больше денег своим родным».
Реальность такова, что востребован труд именно нелегальных мигрантов, поскольку работодатели экономят на зарплатах. Кроме того, такие труженики не имеют прав и социальных гарантий, в отличие от граждан России. В нашей стране на законодательном уровне нет закреплённого понятия принципов одинаковой оплаты за равный труд для мигрантов и граждан РФ. По сути дела, они находятся на положении современных рабов.
В школьных учебниках пишут, что рабовладельческий строй изжил себя ещё до наступления Средневековья. Но в современном мире феномен рабства не исчез. По данным правозащитной организации The Walk Free Foundation за 2016 год, в России насчитывается свыше 1 млн рабов. Можно спорить с авторами исследования по поводу методики определения рабства, но даже если отнести к их числу только нелегальных мигрантов, то счет идет на сотни тысяч человек.
А как было в Египте
В этом смысле российская экономика недалеко ушла от экономических практик египетских фараонов. Так, для строительства пирамиды Хеопса, по утверждению Геродота, привлекались около 100 тысяч человек. В первую очередь, это были крестьяне и, конечно же, рабы. При этом некоторые приходили и добровольно, чтобы принять участие в стройке будущего «чуда Света».
Кроме сезонных рабочих, порядка 4 тысяч человек работали на постоянной основе. Это были зодчие и каменотёсы, то есть более квалифицированные по нынешним меркам кадры. Они жили рядом с объектом стройки на протяжении многих лет до окончания работ.
Как показали результаты раскопок, «соцпакет» египетских крестьян и рабов был даже лучше современных условий работы мигрантов. Археолог Ричард Реддинг выяснил, что рабы, строившие пирамиды, потребляли более 65 граммов белка в сутки, употребляя в пищу как речную рыбу, так и мясо крупного рогатого скота, коз и овец. Один рабочий съедал более 2,7 кг мяса в неделю. Это довольно интересная статистика с учетом того, что современные гастарбайтеры ограничиваются закупкой тележки хлеба с майонезом и лапшой быстрого приготовления. Мясо и рыба для них слишком большая роскошь.
Кратковременный эффект
Подытоживая, можно сказать, что экономика «великих строек» дает временный толчок развитию смежных отраслей, но имеет и оборотные стороны. Строительные проекты создают потребность в притоке низкоквалифицированных мигрантов, многие из которых работают в тени. В то же самое время, правительство со следующего года планирует ввести налог на «самозанятых» россиян, количество которых оценивается примерно в 15 миллионов человек.
В СССР на грандиозных стройках использовался труд советских граждан, что позволяло обеспечивать занятость, рост благосостояния, стимулировало создание новых городов и производств. В современной России большие проекты привлекают дешевую и бесправную иностранную рабочую силу, которая работает «вахтовым методом». Нет необходимости в создании и развитии инфраструктуры для рабочих, приехавших на временные заработки.
Таким образом, увеличение показателей роста ВВП дорогостоящими строительными проектами дает лишь кратковременный эффект, но не способствует поступательному социально-экономическому развитию страны.
Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»
В привлечении трудовых мигрантов в Россию есть и минусы (большинство россиян видит только минусы), но есть и плюсы. Например, есть вакансии, на которые граждане России не идут из-за очень низких зарплат, а мигранты легко соглашаются, и преимущественно это рабочие профессии. Важно только, чтобы труд мигрантов использовался в правильных местах. С обесцениванием рубля, которое произошло в 2014-2015 годах и постепенно продолжает происходить сейчас, привлекательность России для мигрантов несколько снизилась, но не исчезла совсем. Мигрантов стало меньше, но принципиально структура не изменилась. А вот представители интеллектуального труда, мигранты с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты к нам не едут совсем. Вероятно, потому что в России труд учёных оплачивается в среднем немного выше, чем труд рабочих-мигрантов.
Анастасия Игнатенко, ведущий аналитик TeleTrade
В целом ситуация с трудовыми мигрантами за последние годы остается стабильной. И хотя наблюдается утечка мозгов из России, наряду с этим происходит приток новых, но не всегда квалифицированных кадров. За прошедший год объём тех, кто выбыл, по официальным данным ФМС составил 4 444 463 чел., а количество прибывших составило — 4 706 411. Наша страна принимает на свою территорию соседей. Это граждане Украины, Казахстана, Молдовы, Армении и других. В основном, это страны постсоветского пространства, процесс получения документов для граждан которых, разрешающих трудоустройство и временное проживание, куда более прост, чем для граждан дальнего зарубежья. Тем не менее доля нелегальных мигрантов по-прежнему высока. Статистика показывает, что лишь половина из них имеют официальные документы. А это значит, что страна не получает огромное количество налогов, уровень преступности при этом растёт. Россия, в частности крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург, являются привлекательными для тех, кто хочет заработать денег. Многие из мигрантов считают, что там гораздо проще найти работу и обеспечить своё будущее и реализовать потенциал. Гораздо легче переезжают одинокие и молодые люди, которые ещё не имеют семей и каких-то обязательств, семьи это делают реже. К тому же за последнее время статус России в глазах мировой общественности вырос, и, на мой взгляд, это не могло не отразиться на миграции. Люди, жившие ранее в трудных регионах, например, на востоке Украины, где всё ещё нет мирного существования, тянутся в стабильные и спокойные регионы, и это нормально.Трудовая миграция в РФ в основном наблюдается в Центральном федеральном округе. На его долю приходится около 40% от всех выданных разрешений на работу в России.
Денис Друщляк, аналитик ООО «Консультационного центра «Митчелдин»
Трудовая миграция в Россию имеет давние корни, и с момента создания государства приезжают работники из других стран. Это могут быть специалисты или обычные люди без специальных умений и навыков. В России для каждого, кто хочет работать, найдётся место под солнцем, а зарплата превышает ту, что платили человеку в его родной стране. Это касается не только низкоквалифицированных, но и классных специалистов. В 2018 году, как и ранее, основной приток работников обеспечивается за счёт Средней Азии и, с 2014 года, Украины. До 4 миллионов человек заняты, в основном, в строительстве и на подсобных работах, а несколько сотен тысяч являются работниками со специальными навыками, в том числе и топ-менеджерами крупных компаний. Люди работают в определённых работодателем условиях и больше половины — нелегально. Можно отметить, что нелегалы недовольны своим положением, но не готовы доплачивать, а существующий уровень социального благополучия России позволяет им пользоваться транспортом, медициной, инфраструктурой и получать дополнительные преференции дома (там теперь лечиться, к примеру, не надо). Что касается структуры трудовых мигрантов за последние годы, то здесь частичное замещение из Средней Азии произошло за счёт Украины и Белоруссии, часть работников из Закавказья и Континентальной Европы также увеличилась на несколько процентов, хотя давление пропаганды ЕС всё сильнее, и ещё не все вернулись (по количеству) после 2014 года. Кроме того, можно отметить, что постепенно низкоквалифицированные мигранты переходят и на более высокие должности, где опыт позволяет замещать уже квалифицированные кадры. Затраты на них меньше (налоги не платятся или платятся неполностью), а отдача такая же, поэтому конкуренция на рынке труда в отраслях с сильным присутствием мигрантов очень велика.