С 12 апреля ввоз яблок и груш из Белоруссии запрещён Россельхознадором — «до урегулирования сложившейся ситуации». Ведомство не исключает, что под видом белорусской продукции в РФ может поставляться продукция из стран, в отношении которых введены продовольственные санкции. Опрошенные News.ru эксперты расценивают это лишь как очередной эпизод в бесконечном торговом споре между Москвой и Минском, принципиально ничего не меняющим в раскладе сил.
По словам главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, с 1 по 7 апреля на границе было задержано 36 машин с яблоками и грушами без каких-либо сопроводительных документов. Кроме того, задержано 66 машин с аналогичной продукцией, которую фитосанитарная служба Белоруссии сертифицировала как фрукты белорусского происхождения. Однако, напомнил Данкверт «Интерфаксу», в прошлом году «белорусские коллеги нам заявляли, что отечественные яблоки и груши у них закончились ещё в феврале».
Не первый, и не последний
Нечто подобное в своё время происходило и с поставками белорусской пекинской капусты, которая не может храниться долго. Россельхознадор, по его заявлению, в последние годы постоянно сталкивается с попытками ввоза в РФ через Белоруссию плодоовощной продукции в сопровождении фитосанитарных сертификатов с недостоверными сведениями о стране происхождения. Это говорит об отсутствии должного контроля и подрывает доверие к такой сертификации, отмечают в Службе.
Мы наблюдаем не первый и, думаю, не последний эпизод торговых войн между двумя странами. Ранее речь шла о сырах и другой молочной продукции, свинине, недавно был наложен запрет на поставку крупного рогатого скота из Белоруссии. В сложившейся непростой ситуации запрет на ввоз яблок и груш принципиально ничего не меняет, — говорит старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Вадим Иосуб.
Принципиальное противоречие
При этом собеседник News.ru указывает на два момента. Во-первых, поставка продукции из третьих стран с недействительными сертификатами или вообще без них действительно имеет место. Но есть вопрос, кто эти схемы инициирует. Белорусское руководство давало понять, что не оно автор этих схем, и даже не белорусские предприниматели, а, возможно, российский бизнес.
Во-вторых, есть принципиальное, так и не решённое противоречие. С одной стороны, двусторонние торговые отношения регулируются по нормам Таможенного союза, которые подразумевают отсутствие таможенного и пограничного контроля. Вместе с тем, Москва в одностороннем порядке, без консультаций с Минском, вводит контрсанкционные меры в отношении третьих стран и их продукции, — рассуждает Иосуб.
Получается, что есть ряд товаров, которые запрещены к поставке в РФ, но могут абсолютно легально поступать в Белоруссию. При прозрачности таможенной границы эти товары далее могут беспрепятственно попадать в Россию. Последней в этой ситуации надо или отказаться от торгового эмбарго, или вводить его совместно с Белоруссией после соответствующих консультаций, или «закрывать» границу с РБ. Пока Москва выбирает третий вариант.
Нынешние события ничего не меняют: Лукашенко уже не раз демонстрировал своё отношение к этой проблеме. Звучащее из Москвы обвинение в том, что через Белоруссию идёт реэкспорт санкционной продукции, он не признаёт в принципе, — говорит старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков.
У Минска есть право на свою игру
Поскольку, продолжает он, торговое эмбарго Минск не вводил, а Россия сделала это в одностороннем порядке, вопреки правилам Таможенного союза, белорусское руководство не считает необходимым соблюдать положения российского законодательства. А на любые торговые ограничения в отношении своей страны Лукашенко будет отвечать симметричными мерами.
Ранее Россельхознадзор запретил ввозить в Россию «турецкие» яблоки через Белоруссию, мотивировав это высокими рисками попадания на территорию РФ санкционных товаров под видом продукции, произведённой в Турции. После того как в марте 2019 года в Россию поступили яблоки, которые по документам были выращены в Турции, в Россельхознадзоре обратили внимание на странную транспортную логистику, на чрезмерно извилистый путь. Вместо того, чтобы напрямую поступить из Турции в порт Новороссийска, яблоки сначала отправились в Латвию, а потом уже в Белоруссию и РФ.
Продуктовое эмбарго было введено в августе 2014 года. Под запретом оказались поставки свинины, говядины, мяса птицы, рыбы, молока, сыров, а также фруктов и овощей из большинства стран Западной Европы. После этого, как заявлял экс-министр сельского хозяйства Александр Ткачёв, Белоруссия стала перевалочной базой для подсанкционных товаров из Польши, Голландии, Франции, Бельгии.