Очередным симптомом повсеместного нездоровья печатной прессы стали последние события вокруг Time. Легендарный американский еженедельник меняет хозяина и вполне может повторить судьбу своего давнего конкурента Newsweek, фактически прекратившего существование. Журнал, принадлежащий медийной корпорации Meredith, перейдёт в собственность гендиректора технологической компании Salesforce, филантропа и предпринимателя Марка Бениоффа и его супруги Линн.
Сделку предполагается закрыть в течение 30 дней, её сумма составила $190 млн. «Бениоффы будут владеть журналом Time как семейным капиталовложением», — уточнил главный редактор Эдвард Фелсенталь. По его словам, пара не будет непосредственно управлять медийным проектом, равно как этого не будет делать Salesforce. Заметим, что Time был продан второй раз за год: восемь месяцев назад Meredith приобрёл за $2,8 млрд компанию Time Inc., которой принадлежат десятки изданий, включая Time, Fortune и People.
Цифровой формат наступает
Подоплёка происходящего, очевидно, в целом та же, что и в случае с другими американскими газетами и журналами с ещё недавно мировым именем. Los Angeles Times, Boston Globe, Philadelphia Inquirer — всех их отличали вековые традиции «качественной журналистики», многомиллионная аудитория, гигантский штат сотрудников, бюро в разных точках планеты. Сегодня эти бывшие гиганты газетной индустрии выживают за счёт городских новостей и агентских сообщений. Еженедельник Newsweek в период между 2008 и 2012 годами пытался было остаться на плаву, ради увеличения дохода меняя направленность и читательскую аудиторию. Однако финансовые убытки лишь росли, достигнув в 2009-м $30 млн. В ноябре 2010 года Newsweek объединился с новостным и аналитическим сайтом The Daily Beast, а в декабре 2012-го перешёл на цифровой формат, навсегда распрощавшись со своим бумажным обликом.

В августе 2013 года основатель Amazon Джеффри Безос за $250 млн купил авторитетную The Washington Post. О готовящейся заранее сделке знал ограниченный круг лиц. К тому моменту выручка газеты снизилась на 44%. Катастрофический спад в газетном бизнесе в крупных американских городах был спровоцирован резким падением рекламных расценок в топовых изданиях уровня The Washington Post: против печатных СМИ сработали цифровые. Между тем тенденция затронула не одну Америку: в Британии нет больше привычной Independent, осталась веб-версия. Лондонские Telegraph и Guardian умоляют читателей о финансовой поддержке.
В России природа проблем та же
Ничуть не лучше ситуация на российском газетно-журнальном рынке. Природа проблем в основном та же, что на Западе. Поскольку реклама и подписка не окупают на 100% производство новостного контента, изданиям приходится заниматься околоинформационными проектами. Например, продажей баз данных, IT-проектами. Лишь такая модель сохраняет устойчивость, но не глобально, а скорее в отраслевом или региональном разрезе. Развитие, создание и поддержание крупных медиаструктур требует значительных финансовых вложений. Этим и объясняются бесконечные слияния и поглощения на медийном рынке, продажи и перепродажи. Новые инвесторы в состоянии потянуть те траты, на которые не способны прежние владельцы.
Едва ли не самый харизматичный пример — покупка в августе 2006 года 100% ИД «Коммерсантъ» (за сумму около $300 млн) гендиректором компании «Газпроминвестхолдинг» Алишером Усмановым. На рынке заговорили о возможной сделке в феврале, когда основной акционер ИД Борис Березовский объявил о передаче всех своих российских активов давнему партнеру Бадри Патаркацишвили. Сразу после сделки Усманов сообщил, что планирует сформировать на основе ИД диверсифицированный медиахолдинг.

В 2008 году нового хозяина обрела газета «Известия». Им стал совладелец банка «Россия» Юрий Ковальчук. Контроль над изданием (50,19% акций) перешёл из рук газпромовской «Газпром-медиа» к страховой группе «Согаз», принадлежащей банку «Россия».
Другие памятные события развернулись вокруг «Ведомостей», до 2015 года издававшихся ИД Sanoma Independent Media совместно с английской Financial Times и американской The Wall Street Journal (News Corporation, контролируемой медиа-магнатом Рупертом Мёрдоком). Каждой компании принадлежало 33% акций газеты. Осенью 2014-го был приняты поправки в закон «О средствах массовой информации», по которому иностранцы не могут владеть более 20% российских медиа. СМИ назвали эти поправки «законом имени газеты „Ведомости“ и журнала Forbes». 20 ноября 2015 года владельцы «Ведомостей» заявили о продаже 100% долей газеты Демьяну Кудрявцеву, бывшему гендиректору ИД «Коммерсантъ».
Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики им Е. Гайдара:
Ситуация на рынке печатных изданий в России и на Западе в целом сходная. Поскольку подавляющее большинство средств массовой информации не являются публичными компаниями, понять, прибыльны они или убыточны, достаточно затруднительно. Отсюда вопрос, где здесь разница между бизнесом, приносящим прибыль, и покупкой политического или экономического влияния. Думаю, в каждом случае надо разбираться отдельно. Такого рода журналы, как Time, вряд ли стоят тех денег, о которых идёт речь. Они и за сто лет не принесут такой прибыли. Отдельная проблема в том, что в последнее время у изданий всё чаще печатная версия оказывается убыточной. Они могут окупаться только в интернет-формате. С другой стороны, есть примеры прибыльных СМИ — это крупнейшие американские телеканалы Fox News, CNN, NBC. Они вполне рентабельны и живут за счёт платной подписки, поскольку в Америке нет бесплатного телевидения. Или взять пример британской вечерней газеты Evening Standard: она собиралась закрываться, но её купил банкир Лебедев и вывел даже не на безубыточность, а на прибыльность. Она существует и в печатной версии, и в Интернете.
Думаю, отдельные российские печатные издания, такие как «Московский комсомолец», имеющий свою устойчивую аудиторию, тоже прибыльные. Это специфическое явление существует, в основном, в Московском регионе. Попытка развивать региональные франшизы в России не удалась. Специфика отечественного медиа-рынка состоит в том, что здесь существуют огромные дотации государства на выпуск региональных изданий, причём не только федеральные, но и из региональных бюджетов. Как правило, их задача состоит в пропаганде местных властей. В развитых странах ничего подобного нет, никаких официальных государственных печатных органов там не существует.