Ситуация на кредитном рынке России давно требует новых законодательных мер. Такое мнение высказал доцент кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Лазарь Бадалов.
В интервью изданию «Экономика сегодня», эксперт отметил, что принятие законопроекта об ограничении долговой нагрузки давно назрело.
«Это даже не своевременный закон, поскольку он применяется явно с запозданием, ведь о его необходимости говорили давно. Здесь другой вопрос в том, что сам процесс определения доходов и расходов семейного бюджета достаточно размытый. Например, определить такой доход проще с помощью каких-то косвенных источников, а вот доходы — уже значительно сложнее», — считает Бадалов.
По его словам, если общий уровень доходов можно доказать с помощью различных документов, то расходы при желании можно занизить, поскольку они не все прослеживаются и доказываются путём объективных данных. Зачастую доходы определяются со слов клиента, а последние могут о чём-то и умолчать при общении с кредитной организацией.
Таким образом введение ограничения по кредитованию будет вводиться чисто технически — максимальный объем выплат по банковским кредитам будет равен половине общего семейного дохода, что и логично, отмечает Бадалов, поскольку это единственный относительно объективный показатель
Эксперт отмечает, что данная законодательная инициатива, нужна, но следует понимать, что она не решит полностью всех проблем, поскольку здесь вводятся кредитные ограничения для самой «радикальной» группы российских заёмщиков.
Например, по данным Национального бюро кредитных историй, в 2018 году расходы по ссудам только для 12 процентов заёмщиков в России превышали половину совокупного семейного дохода. Понятно, что здесь вопрос, как считать, но именно с этим и будет работать данный закон. Соответственно, он коснется любителей брать кредиты на азартные игры и прочие девиантные расходы, отмечает эксперт.
В то же время законопроект не отразится на банковском секторе РФ, полагает Бадалов, поскольку не вызовет какого-то заметного оттока клиентов.