Россияне за этот год стали тратить на одежду и обувь почти на 20% больше, подсчитали специально для News.ru в банке «Русский Стандарт» по данным эквайринговой сети (третья по величине). Темпы роста расходов «на платьишки» и «ботиночки» были практически в шесть раз выше инфляции. Свою лепту в рост среднего чека внесли традиционные летние распродажи, а также прошедший чемпионат мира по футболу. В следующем году россиянам придётся раскошеливаться ещё больше — им грозит рост цен на 10–20%, предупреждают эксперты.
За январь–август 2018 года средние расходы на одежду и обувь увеличились до 3386 рублей, в начале года они составляли 2878 рублей. Пик покупательской активности пришёлся на март и летние месяцы. Так, в первый месяц весны средний чек резко вырос — почти на 10%, до 3489 рублей.
«Жара» в одежде
Но летом расходы граждан на одежду и обувь росли сильнее. Самый большой средний чек зафиксирован в июне — 3513 рублей. В «Русском Стандарте» такое покупательское поведение связывают с появлением летом новых коллекций и началом сезона отпусков, к которому люди, как правило, стремятся обновить гардероб. К тому же на объёмы покупок могли повлиять прошедший чемпионат по футболу и традиционные летние распродажи, добавляют в кредитной организации.
Эти предположения подтверждает News.ru представитель марки GANT Валерия Крылова: основной пик продаж пришёлся сначала на февраль–март, когда только-только начала появляться новая коллекция, а затем — на конец июня.
«Тогда был самый жаркий период распродаж», — отмечает Крылова.
Наибольшим спросом пользовались платья (+35% покупок к прошлому году), а также джемперы и рубашки (+15%). Особое внимание клиентов сейчас приковано к «сложным» вещам — таким как пиджаки и брюки, которые можно стирать в домашних условиях.
Придётся экономить
Впрочем, уже в первые два месяца 2019 года многим россиянам станет не по карману покупка новой одежды и обуви любимых брендов. Из-за ослабления рубля и грядущего повышения НДС до 20% цены могут вырасти в пределах от 5% до 20%. В бюджетном сегменте рост составит 5−10%, в премиальном — 10−20%. Соответственно, потребителям придётся пересмотреть свои вкусы в сторону упрощения, говорят в компании Fashion Consulting Group.
Цены на этом рынке обычно растут с определённой отсрочкой, поскольку это не товары первой необходимости, пишет РБК. В случае увеличения расходов на продукты питания люди начинают экономить на гардеробе, поэтому модные бренды в своей ценовой политике соблюдают прежде всего осторожность. Весь этот год они старались сдерживать рост себестоимости своих коллекций, отметила коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян..

Клиент всегда прав
По словам президента компании BAON Ильи Ярошенко, последнее слово всегда остаётся за клиентом, который совершит покупку только по приемлемой для него цене. В этой ситуации ретейлерам приходится жертвовать маржинальностью, чтобы не отпугнуть и не потерять клиента. Тем не менее запас прочности у компаний не безграничен, поэтому в 2019 году цены в рознице могут подняться вслед за иностранной валютой, ведь ценообразование в индустрии Fashion напрямую зависит от курса валют. Это общемировая данность.
Многие российские производители и ретейлеры приобретают сырьё на Западе, и основная часть закупочной цены привязана к доллару или к евро. На рынке одежды и обуви отложенный эффект от изменения валютного курса составляет 4−6 месяцев. По словам представителя Союза предпринимателей лёгкой промышленности Игоря Ульянова, в России этот рынок просел уже в первой половине 2018 года. Основные причины: снижение посещаемости и оборота больших торговых центров, а также смещение фокуса потребительского спроса с товаров длительного пользования на продукцию пищевой промышленности. Вместе с тем бренды, которые оптимизировали производство и закупку, не имеют особых трудностей с реализацией своей продукции.
Своих ресурсов пока хватит
До конца 2018 года у отечественных производителей и ретейлеров хватит внутренних ресурсов для сдерживания стоимости своих товаров, убеждены эксперты. Но в следующем году, по их единодушному мнению, цены непременно вырастут. Вопрос — насколько — оставляет широкое поле для предположений. Так, в компании Infoline-Аналитика призывают не торопиться с мрачными прогнозами и считают, что стоимость одежды и обуви повысится максимум на 4−5%. А гендиректор компании Real Profit Group Андрей Якоби не исключает понижения цен на товары ряда отечественных модных брендов, осуществляющих полный цикл — от производства до розничных продаж.

Рубль с 24 сентября начал расти на фоне новостей о подорожании нефти — цена одного барреля превысила $80,56 впервые с ноября 2014 года. Так, курс доллара к рублю опустился ниже 66 рублей впервые с 9 августа. В то же время санкции США всё ещё продолжают давить на рубль.
Александр Купцикевич, финансовый аналитик FxPro:
Цены на одежду и обувь в 2019 году, конечно, повысятся. На них, среди прочего, скажется увеличение НДС, но всё-таки прогнозируемый разброс в 5−20% мне видится слишком большим, нереалистичным. НДС прибавит 2%, плюс сама инфляция ожидается в пределах 4−5%. Так что тут явно какой-то перебор. Цены в этом секторе вырастут на уровне продовольственной инфляции. Сейчас волатильность курса рубля влияет на ценообразование меньше, чем несколько лет назад. Если сравнить с 2014 годом, тогда в апреле, в августе и в сентябре были валютные всплески, но и тогда ситуация очень быстро восстанавливалась. Цены подталкивала вверх неопределённость — никто не знал, что будет с курсом. Оптовики, компании, работающие с зарубежными поставщиками, повышали их потому, что пытались «подстелить соломку». Сейчас этот фактор значительно ослаб. Нельзя забывать и про истощение потребительского бума, что тоже будет сдерживать общую инфляцию. Одежда и обувь — не товары первой необходимости, а компании закупили товар в 2016-м, в 2017-м, в первой половине 2018 года. И в ближайшее время будут его распродавать. Им невыгодно полностью перекладывать свои выросшие издержки на потребителя.