«Жизнь со вкусом» — именно так звучит девиз «Кулинарного кино», наверное, самой необычной секции на немецком кинофестивале Берлинале. «Вкус — понятие, которое относится далеко не только к пище, это и важная категория для искусства. Хотя, есть ли разница? Ведь мы как раз-таки хотим напомнить, что кулинария и есть искусство», — рассказывает о проекте его директор Томас Штрук.

В этом году «Кулинарное кино» проводится в 12-й раз. Девять фильмов рассказывают зрителю об отношениях кухни, культуры и политики в разных странах, за пятью из них следует ужин для гостей.
«Политические решения во многом напоминают кухню, на которой пытаются приготовить как минимум что-то съедобное, как максимум — что-то очень утончённое на вкус», — объясняет директор кинофестиваля Дитрих Косслик. Он — главный вдохновитель проекта, попытавшийся вложить в него не только кулинарные смыслы. Сам Косслик вегетарианец, в том числе поэтому на ужинах после показов вы вряд ли найдёте мясные блюда, но вкусно будет и без них.
Джастин Бибер на кухне

Секция открылась 18 февраля мировой премьерой «Шеф Флинн», рассказывающей про кулинарного вундеркинда Флинна Макгарри, в 13 лет ставшего шеф-поваром собственного ресторана, оборудованного в комнате родителей. В 15 лет он попал в список 30 самых влиятельных молодых людей США, а в 19 руководит сетью собственных ресторанов EUREKA в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Нью-Йорке. После показа «Джастин Бибер кулинарии», как его окрестил американский журнал Vogue, закатил для гостей грандиозный ужин: пюре с раками, бульон из мидий и морковный пирог на десерт.
Терпкий фильм

Кухня любой страны — это не только еда, но и напитки. В некоторых странах они и вовсе играют первую скрипку. Об этом рассказывает документальный фильм Эмили Рэйлсбэк «Наша кровь — вино» о виноделии в Грузии, премьера которого состоялась 20 февраля. Свободных мест в кинозале не было, а ведущий, пригласивший создателей фильма на сцену перед показом, попросил их отвечать покороче «чтобы поскорее закончить с просмотром и перейти к существенной части — ужину».
Подождать пришлось не меньше и не больше 78 минут, оставшихся от 70 часов отснятого на телефон материала.
«Мы не использовали большое количество профессиональной аппаратуры, чтобы создать комфортную атмосферу для героев. Они просто не понимали масштаб происходящего, поэтому вели себя максимально открыто», — рассказывает Рэйлсбэк.

Но и эти съёмки давались непросто: отказаться от бокала, снимая такое кино, просто невозможно. На примере нескольких грузинских семей, занимающихся виноделием, фильм показывает историю и современное состояние ремесла, играющего огромную роль в экономике и стиле жизни страны. Сегодня виноделие в Грузии возрождается после упадка в советский период и вспоминает свои корни: виноград давят ногами, а сок — в квеври, керамическом сосуде для вина, который помещается в землю, чтобы там дождаться своего срока.
«Мы возвращаем ребёнка его маме-земле, вместе с энергией, которую ему дало солнце и которую он потом передаст людям», — делится герой фильма.
Никто не уйдёт голодным
После просмотра гостей пригласили на ужин в ресторан напротив. Уже в фойе их угостили вином. Тем самым, за производством которого они наблюдали на экране. Когда все расселись, шеф-повар Михаэль Кэмп, обладатель двух звёзд кулинарной премии «Мишлен», рассказал гостям, как он интерпретировал традиционные грузинские блюда на своей кухне. За их приготовлением гости могли наблюдать здесь же, на большом экране.

В качестве стартёра подавалась форель с огурцами, гранатом и семечками. Главное блюдо по грузинской традиции принесли в общей посуде: вёшенки с фасолью и овощами.
«Если посадить в Берлине разнородную компанию за одним столом, может получиться, что вегетарианцев больше. Поэтому решение не подавать мясо вполне закономерно», — смирилась с отсутствием традиционных для Грузии мясных блюд Юлия Штайгис, одна из гостей мероприятия. Бокалы гостей ни на секунду не оставались пустыми: на выбор предлагалось грузинское или же немецкое белое сухое.
По исполнению всех с отрывом превзошёл десерт под красное полусладкое в виде квеври. Внутри творожного сосуда — крошечные виноградинки, рядом с ними — шоколадное деревце, лужайка и камни фруктового мороженого.
За десертом ведущая пригласила на сцену режиссёра. «Мы хотели рассказать об удивительных традициях Грузии, познакомить Европу с её вином, и кажется, сегодня у нас это получилось», — с радостью заметила Эмили Рэйлсбэк.