8 декабря народной артистке СССР звезде фильмов «Служебный роман», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Жестокий романс» Алисе Фрейндлих исполняется 90 лет. За долгую карьеру актриса сыграла более 60 ролей в театре и порядка 30 — в кино. Среди них работы у Андрея Тарковского, Эльдара Рязанова и Элема Климова. К юбилею Алисы Бруновны NEWS.ru рассказывает о ее испытаниях и победах.
Почему Фрейндлих сначала играла мальчиков в театре
Фрейндлих родилась в Ленинграде. Ее мать Ксения Федоровна в юности посещала драматические курсы Театра рабочей молодежи, где и познакомилась с актером немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом. Незадолго до начала Великой Отечественной войны родители Алисы расстались. В 1941 году Алиса пошла в первый класс, через несколько дней началась блокада Ленинграда.
«Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка, и потому мы выжили. Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность, во-первых, выжить, во-вторых, все, все запомнить», — вспоминала Фрейндлих.
После школы девочка поступила в Ленинградский театральный институт, где училась у Бориса Зона. Педагог считал Фрейндлих острохарактерной актрисой, которая умело перевоплощалась в мужские роли на сцене, и не видел в ней женственности и героической харизмы.
В 1957 году на сцене Театра имени В. Комиссаржевской Алиса Бруновна сыграла 14-летнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем». После перехода в Театр имени Ленсовета она перевоплотилась в Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Зрители и критики с восторгом приняли постановку, а 35-летняя исполнительница роли мальчика, которому по сюжету было семь лет, через год впервые стала мамой. У актрисы и театрального режиссера Игоря Владимирова родилась дочь Варя.
Чем обернулась для актрисы роль в «Служебном романе»
В 1970-е годы Фрейндлих была ведущей актрисой Театра им. Ленсовета, но в кино прорыва не было. Все изменил «Служебный роман». После фильма «Ирония судьбы» режиссер Эльдар Рязанов вспомнил о пьесе «Сослуживцы», которую написал вместе с Эмилем Брагинским. До экранизации она успешно шла в 134 театрах разных городов СССР.
С самого начала Рязанов знал, что главную роль — Людмилу Прокофьевну Калугину — должна сыграть Алиса Фрейндлих. Актриса сразу согласилась, но он пообещал ее мужу главному режиссеру Театра им. Ленсовета Игорю Владимирову, что съемки не помешают работе на сцене.
На самом деле Фрейндлих пришлось несколько месяцев разрываться между театром и площадкой, но работа с Рязановым того стоила.
«Он обожает театр и любит театральных артистов. Поэтому для него съемка близка к театральному процессу, он старался снимать последовательно, чтобы вилась ниточка ролевая, чтобы по дороге не терять петли от этого полотнища. И, как и Владимиров, Рязанов за камерой хрюкал от удовольствия, если видел, что мы хорошо играем», — вспоминала актриса.
По словам Фрейндлих, Рязанов поощрял импровизацию и был «абсолютным перфекционистом». Например, он долго не мог утвердить костюм героини, поэтому поиском занимались не только костюмеры и гримеры, но и сами артисты. В итоге, мешковатый коричневый костюм актриса нашла сама в закромах «Мосфильма».
Фильм имел большой успех как у зрителей, так и у чиновников. За роль Калугиной Фрейндлих признали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран».
Почему Фрейндлих не могла сыграть королеву
Успех «Служебного романа» закрепила роль королевы Анны в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетера».
«Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой», — говорила актриса об Анне.
Режиссер картины Георгий Юнгвальд-Хилькевич писал в книге «За кадром», что по началу Фрейндлих доставила ему проблемы. Он рассказывал ей о судьбе Анны Австрийской, а она не понимала, как сыграть королеву.
Юнгвальд-Хилькевич вспоминал, как актриса озадачила его вопросом: «Почему затравленная Анна не побоялась подарить такую заметную вещь, как подвески?» Режиссер готовился даже отменить назначенную съемку, но в итоге подумал над вопросом Фрейндлих и ответил ей:
«Алиса Бруновна, если я не смогу убедить вас своим предложением, отказывайтесь. Во-первых, она испанка. И подзывает д’Артаньяна этаким щелчком пальцев. А подвески она подарила потому, что единственное, чем она могла, извините, насрать королю, так это отдать его же подарок! Испанское проявление непокорности наряду с австрийской расчетливой холодностью».
Это объяснение стало для актрисы «зерном роли», а ее перевоплощение в королеву Анну — одной из главных ролей Фрейндлих в кино.
За что Фрейндлих дала пощечину Гузеевой
В 1984 году на экраны вышла картина Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Режиссер вновь пригласил Алису Фрейндлих, а на роль ее экранной дочери утвердил Ларису Гузееву. Это была первая большая работа молодой актрисы. Ей тяжело давались съемки. Рязанов требовал быстрой смены эмоций, а Гусевой не хватала опыта. Тогда юную артистку выручила Алиса Бруновна.
«В фильме была очень сложная задача. Эльдар Рязанов требовал от Ларисы, чтобы она плакала и смеялась одновременно. Смех у нее получался, а заплакать — никак. Рязанов начинает нервничать: „Лариса, соберитесь“. Алиса Бруновна смотрела на это, а потом говорит: „Мотор!“. Камера начинает снимать.
И Алиса Фрейндлих как вмажет Ларисе пощечину. Та заплакала, и тут Алиса Бруновна кричит: „Смейся!“. И она засмеялась! После сцены Алиса Бруновна подошла к Ларисе и со слезами на глазах попросила прощения. Лариса ее благодарила», — вспоминал актер Александр Панкратов-Черный, сыгравший в фильме офицера Семёновского.
Как Тарковский довел Фрейндлих до приступа
В 1979 году на экраны вышел фильм Андрея Тарковского «Сталкер», который сейчас считается одним из важнейших кинособытий ХХ века. В роли жены Сталкера режиссер изначально планировал снимать свою супругу Ларису Кизилову. Она ассистировала Тарковскому и сама хотела сняться в этом фильме.
Однако оператор картины Георгий Рерберг уговорил режиссера попробовать Марину Неелову и Алису Фрейндлих. Неелова оказалась слишком молодой для героини, а Фрейндлих подошла идеально.
По воспоминаниям второго режиссера «Сталкера» Евгения Цымбала, Рерберг подошел к Тарковскому и спросил, кого будут снимать.
«А Тарковский ему ответил: „Что, я любовник своей жены? Алису, конечно“. Супруга Тарковского, кстати, Рербергу этого не простила до конца своих дней», — рассказывал Цымбал.
Именно монолог жены Сталкера, с которым актриса пробовалась в картину, Тарковский хотел оставить в финальной версии фильма. Ему так понравилась импровизации Фрейндлих. Однако позже он решил добиться идеального кадра. И для этого требовал снимать множество дублей без остановки.
«Мне на самом деле стало плохо. Дубль — стоп, еще раз — стоп, еще, и еще, и еще. Я на съемочной площадке едва не потеряла сознание, и Лариса тут же подбежала ко мне, потребовала остановить съемку и отвела меня в гримерную — чуть ли не на руках отнесла», — вспоминала актриса.
Что Фрейндлих говорила о Путине и СВО
Фрейндлих неоднократно заявляла, что с симпатией относится к президенту России Владимиру Путину. В 2012 году она участвовала в предвыборной агитации и говорила, что только он может повести за собой «такую мощную, непредсказуемую, трудную и проблемную страну».
Актриса напрямую не комментировала спецоперацию, но за несколько лет до ее начала говорила, что чувствовала предвзятость к России со стороны западных коллег.
«Тут мы с вами ударяемся в политику, а это не мое. Но я скажу... Главное, что Россией недовольны. Почему именно — дело второе. Крым не причина, а только повод проявить это недовольство. Мы дали повод», — сказала актриса в 2016 году.
По ее мнению, чтобы рассуждать о происходящих событиях, необходимо хорошо знать историю.
«Мы поступили правильно: я считаю, что Крым испокон веку был наш. А то, что Хрущев, царство ему небесное, сотворил такую белиберду, отдав Крым Украине, он же не знал, что Советский Союз распадется, ему это и в голову не приходило. Если бы он знал, то, может, тогда бы этого и не сделал», — говорила она.
После начала спецоперации Фрейндлих сообщила, что не планирует уезжать из России. Она сравнивала происходящее в стране с ремонтом в квартире: пока он идет, все недовольны, но когда все заканчивается, хочется снова жить в этом помещении и создавать уют, для чего приходится много трудиться.
В интервью Татьяне Толстой на YouTube она прокомментировала вопрос возможной эмиграции.
«Боже сохрани! Моя профессия замешана на русской культуре и русском языке, и я нигде в мире не смогу найти „свое пространство“, кроме России», — говорила актриса.
Читайте также:
Пуля не задела Боярского: 9 киноляпов фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»
У Голубкиной рак, Збруев перенес инсульт: как живут секс-символы СССР
Цискаридзе рассказал, как уговаривал Алису Фрейндлих на интервью