Битвой титанов это не было. Член президентского Совета по правам человека Николай Сванидзе встал и отвесил другому члену того же совета, Максиму Шевченко, вялую пощёчину, а тот сбил его с ног размашистыми, плохо поставленными ударами — будь противник более подготовлен, ему бы самому досталось. Причиной потасовки в прямом эфире радиостанции «Комсомольская правда», как водится в разборках между либералами и охранителями, был Сталин и его роль в Великой Отечественной войне. И это ужасно: война закончилась 72 года тому назад, в Германии не будут драться из-за спора о том, виноват ли Гитлер в разгроме вермахта и был ли он «отцом» его побед. У нас же люди, делающие карьеру в разных общественных лагерях, то ли искренне, то ли с хорошо сымитированным жаром обсуждают Сталина и Великую Отечественную. Это вечно живая и при этом достаточно безобидная тема, она никому ничем не грозит. Разве что синяком под глазом. Но после эпической схватки Шевченко и Сванидзе не было и этого, что уж говорить о неизбежных в хорошей драке рассечениях.
Роль Сталина в войне неоднозначна, во время по определению поверхностного разговора в студии о ней ничего точного не скажешь. Спор был фейковым, драка — ритуальной. В последние годы в нашей стране охранители всегда бьют либералов, и Николай Сванидзе исполнил отведённую ему временем роль. О его потасовке с Шевченко поговорят и забудут, но менее дрянным случай из-за этого не станет.
Повседневная жизнь наших сограждан пропитана насилием, оно отравляет домашнюю жизнь, им полны улицы. Мужья убивают жён, собутыльники — собутыльников, участники дорожных конфликтов стреляют друг в друга из «травматики», родители сажают на цепь детей-наркоманов, мордобой остаётся универсальным способом разрешения любого спора. Тыкающая друг в друга кулаками пара интеллектуалов работает на эту дрянную тенденцию — если можно им, да ещё в прямом эфире, почему нельзя обывателю?
Великие перемены всегда приводят к великому одичанию — так было после 1917 года, а наша половинчатая, незавершённая буржуазная революция размыла сложившиеся в советские времена правила приличия. Драка в прямом эфире — безобразие и гнусность, но у нас она стала чуть ли не доблестью, проявлением мужской и общественной крутости. На медийном политбойце она ставит особый знак качества.
После неё и Шевченко, и Сванидзе добавили к своей символической капитализации несколько баллов, а радиостанция «Комсомольская правда» существенно повысила свой рейтинг. Так не стоит ли креативным продюсерам ведущих телевизионных каналов задуматься о внедрении нового формата — боях либералов и консерваторов с безопасным для жизни холодным оружием, под присмотром врачей, когда важные телесные органы будут закрыты особой бронёй, а небольшой кусочек физиономии открыт для получения символических рубцов? В конце XIX — начале XX века немецкие студиозусы разрешали свои споры именно таким образом — и были очень довольны.
Рейтинг лучших медийных мордобойцев
Владимир Жириновский: 200 женщин, сифилис и апельсиновый сок
Здесь с большим отрывом лидирует лидер ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский. Он родоначальник этого жанра — телевизионные потасовки начались с июня 1995-го, после того как на ОРТ, в эфире программы Александра Любимова «Один на один», Жириновский запустил в Бориса Немцова стаканом с апельсиновым соком.
Перед этим Жириновский дал интервью журналу Playboy, в котором рассказал, что переспал с 200 женщинами. Во время телевизионной дискуссии Немцов высказал предположение, что Владимир Вольфович не мог не заразиться чем-то венерическим, а тот плеснул в него соком.
После этого у Жириновского было ещё несколько телевизионных драк, но в историю вошла его потасовка с Немцовым.
Александр Лебедев: банкир-берсерк
Второе место в рейтинге занимает банкир и владелец «Новой газеты» Александр Лебедев — за хорошо поставленный удар.
В эфире программы «НТВшники» Лебедев заспорил с предпринимателем Сергеем Полонским, мужчиной крупным, служившим в десанте, но, как выяснилось, нерешительным и сыроватым. На словах Полонского «...хочется дать в морду» грозный Лебедев немедленно ринулся в атаку и сбил его с ног. Полонский порвал джинсы, испугался и обиделся. Он написал президенту Медведеву, председателю правительства Владимиру Путину и патриарху — олигарх просил совета. После этого против Лебедева возбудили дело о разжигании политической ненависти.
Божена Рынска: отважная чаеметательница
— Никита, у вас есть два метра. Если вы приблизитесь ближе, чем два метра, вы получите в лицо чаем!
Так обратилась светская львица Божена Рынска к Никите Джигурде в ток-шоу Владимира Молчанова «Полуночники». Обошлось без чаепролития, но третье место отдаётся Рынске по совокупности связанных с рукоприкладством информационных поводов.
Богдан Титомир: Давид против Голиафа
Четвёртое место принадлежит Богдану Титомиру — за победу в телевизионной схватке с супертяжеловесом. В эфире программы «Последнее слово» огромному певцу Стасу Борецкому, известному по группе «Ленинград», не понравился бывший тогда префектом Олег Митволь. Борецкий решил его побить, на защиту Митволя встал Титомир. Борецкий решил навязать оппоненту ближний бой, в котором из-за большей массы у него были бы все шансы. Титомир же продемонстрировал отличную растяжку и встретил своего огромного противника отличным ударом ноги.
Анатолий Кашпировский: бой экстрасенса и сексолога
Пятое место по праву принадлежит экстрасенсу Анатолию Кашпировскому. В эфире программы «Пусть говорят», у Андрея Малахова, он отправил в глубокий нокаут сексолога Игоря Князькина. Эти достойные люди заспорили, Князькин плюнул Кашпировскому в лицо, и тут же очутился на полу. Передачу сразу прервали на рекламу, но в Сибири она шла в прямом эфире и зрителям всё-таки удалось услышать густой мат учёных мужей.