9 ноября исполнился ровно год со дня, когда экс-министр национальной экономики Казахстана Куандык Бишимбаев убил свою гражданскую жену Салтанат Нукенову. Однако появились слухи, что он бежал из колонии. Что известно о деле Бишимбаева и Нукеновой, правда ли, что убийца сбежал?
Что известно о «пропаже» из колонии Куандыка Бишимбаева
Об исчезновении Бишимбаева узнали журналисты. Экс-министр после приговора должен был отбывать 24-летний срок в колонии, расположенной в селе Аршалы, но там его не оказалось. Правоохранительные органы Казахстана не обнародовали информацию о местонахождении экс-министра после приговора.
На фоне этих сообщений появились слухи о побеге Бишимбаева, но они оказались недостоверными. Кроме того, МВД Казахстана возбудило уголовное дело о распространении ложных данных.
«Эти сведения не соответствуют действительности. Данный осужденный отбывает наказание в учреждении максимальной безопасности», — заявили в комитете ведомства.
В казахстанском МВД также призвали не распространять информацию из неофициальных источников.
11 ноября стало известно, что экс-чиновник нашелся в Степногорске. Адвокат осужденного Ерлан Газымжанов сообщил, что Бишимбаева перевели в исправительное учреждение максимальной безопасности.
«Он находится в таких же условиях, как и все. В обычных условиях, никаких привилегий нет», — добавил юрист.
Газымжанов отметил, что слухи о его исчезновении распространили специально. Также адвокат возмутился, что журналисты сначала не обратились к нему, так как только он посещает Бишимбаева во время отбывания наказания.
За что посадили Куандыка Бишимбаева
9 ноября 2023 года в ресторане BAU в Астане обнаружили мертвой 31-летнюю Салтанат Нукенову. Следствие установило, что около восьми часов ее избивал Бишимбаев. На ее теле были обнаружены серьезные травмы, такие как раздробленные кости носа, которые, по заключению судмедэкспертов, она не могла получить самостоятельно.
На суде Бишимбаев утверждал, что девушка «сама спровоцировала конфликт» и он лишь несколько раз ударил ее, а травмы она получила во время падения. После жестокого избиения он запер ее в кабинке ресторана, которым управлял его двоюродный брат Бахытжан Байжанов, и пытался скрыть следы преступления. По его просьбе Байжанов распустил персонал и стер записи с камер видеонаблюдения. Экс-чиновник также попросил родственника отвезти телефон супруги к ним домой, так как он знал, что ее брат Айтбек Амангельды отслеживал ее геолокацию.
В ходе суда бывший министр подчеркивал, что Нукенова не жаловалась на побои с его стороны и не просила прекратить истязания. Еще одним аргументом в пользу того, что он не истязал супругу, Бишимбаев назвал неоднократные возвращения жены после расставаний.
«Если бы истязания были, то, наверное, в переписке со мной, в заметках она бы это сама отметила. Она мне нигде не жалуется, не говорит: „Перестань, пожалуйста, истязать меня или наносить мне побои“», — говорил на суде Бишимбаев.
Психолог Александр Вронский проанализировал поведение и слова Бишимбаева. По мнению специалиста, бывший чиновник является «злокачественным нарциссом». Эксперт отметил, что мужчины такого типа зачастую делают винновыми в конфликтных ситуациях женщин, которые якобы доводят их до неадекватного состояния. Обычно, продолжил Вронский, после подобного нарциссы просят прощения и обещают все исправить.
По каким статьям осудили Куандыка Бишимбаева
В мае 2024 года Куандыка Бишимбаева признали виновным по ст. 99 и ст. 110 УК Казахстана — «Убийство» и «Истязание».
Одним из ключевых доказательств в суде стали видео издевательств над Салтанат с его телефона, которые экс-министр снял на телефон, но забыл об этом.
«Что касается срока в 24 года Бишимбаеву: наказание назначено за совершение особо тяжкого преступления — убийства. Санкция максимальная — 20 лет лишения свободы. И путем частичного сложения сроков ему добавили за истязание еще четыре года. Это почти „потолок“, который могут назначить по закону. Максимально — 25 лет, ему назначили 24 года», — сообщала судья-координатор по взаимодействию со СМИ Алма Есымова.
Его двоюродного брата Бахытжана Байжанова приговорили к четырем годам тюрьмы за укрывательство и недонесение о преступлении.
Сообщалось, что после того как дело Бишимбаева получило широкий общественный резонанс в Казахстане и за его пределами, власти республики всерьез взялись за ужесточение ответственности за домашнее насилие.
Читайте также:
Год со дня убийства Нукеновой: за расследованием трагедии наблюдал весь мир
«Руzzкие, домой»: как теперь встречают россиян в Грузии
Бросил пить, ходит в баню: как сидит в колонии историк-расчленитель Соколов