Группа «А», более известная как спецподразделение ФСБ «Альфа», 29 июля отмечает 50 лет со дня образования. Ее считают феноменом и гордостью российского силового аппарата из-за множества успешных операций как в РФ, так и в разных уголках мира. Как появилась «Альфа» и чем знаменита — в материале NEWS.ru.
В КГБ приняли решение о создании группы «А» после теракта в 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене. Тогда в результате нападения палестинской группировки «Черный сентябрь» погибли 11 членов олимпийской сборной Израиля. Незадолго до учреждения формирования, 2 ноября 1973 года, группа их четырех человек захватила Як-40, выполнявший пассажирский рейс из Москвы в Брянск. В ходе штурма с участием милиционеров-добровольцев самолет был освобожден в аэропорту Внуково.
Необходимость создания спецподразделения КГБ была продиктована еще и тем, что в 1980 году в Москве должна была пройти летняя Олимпиада. Например, в ФРГ после Игр 1972 года был создан отряд GSG, который занимался предотвращением особо тяжких преступлений, связанных с убийствами и захватом заложников. В 1977-м в США появилось армейское спецподразделение «Дельта», а во Франции — группа GIGN. Историк спецслужб Дэвид Кокс писал в своей книге Close Protection: The Politics of Guardin, что это были «уроки Мюнхена».
29 июля 1974 года по инициативе главы КГБ СССР Юрия Андропова в 5-м отделе (охраны дипломатических представительств) Седьмого управления ведомства создали особое структурное подразделение — группу «А». Название было связано со словом «антитеррор», но негласно в КГБ структуру окрестили «группой Андропова».
В обязанности подразделения входило выполнение спецзаданий председателя КГБ по пресечению терактов и диверсий. Первым командиром группы стал генерал-майор Погранвойск Виталий Бубенин — Герой Советского Союза и участник советско-китайского конфликта на острове Даманский.
Отбор в «Альфу» был предельно жестким. В спецподразделение зачисляли только тех, кто имел высокий уровень физической и профессиональной подготовки и был годен для службы в Воздушно-десантных войсках. Кроме того, альфовцы были офицерами КГБ с московской пропиской. Многие специалисты пришли в группу из службы наружного наблюдения Седьмого управления КГБ СССР (так называемой наружки), где от сотрудников в первую очередь требовалось постоянно анализировать ситуацию.
Подполковник запаса ФСБ и ветеран группы «А», президент Союза «Офицеры группы „Альфа“» Алексей Филатов в разговоре с NEWS.ru сообщил, что людей отбирали прежде всего по физическим и психологическим качествам.
«В дальнейшем эти нормативы начали меняться, но в рамках ФСБ отбор остался более чем серьезный. Это вносит и свои трудности. Например, в спецназе сил специальных операций работа чем-то схожа, но туда попасть намного проще — менее строгий отбор, меньше проверок, кадровая политика мягче. Мы от этого отчасти страдаем. С одной стороны, в „Альфу“ попасть сложно, с другой — обновлять кадровый состав новыми офицерами тоже нелегко», — констатировал Филатов.
Одну из первых крупных операций «Альфе» поручили выполнить в 1979 году в Кабуле. Тогда во главе Афганистана находился Хафизулла Амин, политика которого не устраивала советское руководство. В СССР решили его устранить и поставить у власти более лояльного Кремлю Бабрака Кармаля.
Бойцы «Альфы» хорошо изучили дворец, в котором находился Амин. 27 декабря 1979 года диверсионная группа подъехала на автомобиле к люку с центральными распределительными коммуникациями и сбросила туда взрывное устройство. Весь Кабул остался без связи, что стало сигналом к штурму.
Бой продолжался около 45 минут. По свидетельствам альфовцев, Амина убили во время штурма. С советской стороны погибли не менее 14 человек, 13 были ранены.
Еще одну операцию «Альфа» провела в августе 1990 года. Тогда 75 заключенных захватили следственный изолятор в Сухуми и тысячи единиц огнестрельного оружия. Бунтовщики потребовали деньги и вертолет, чтобы улететь из города.
Заключенным предоставили микроавтобус, на котором они должны были доехать до места стоянки вертолета. Чтобы оглушить и дезориентировать главарей бунтовщиков, силовики заложили в «Рафик» небольшие взрывпакеты. Арестанты с заложниками сели в микроавтобус, он проехал несколько метров, после чего сработали взрывпакеты. Затем началась ожесточенная перестрелка, в ходе которой были ранены два спецназовца и погибли трое заключенных. Остальные участники бунта сдались.
Финальной за время существования Советского Союза операцией с участием «Альфы» стал путч в августе 1991 года. Тогда в ночь на 19-е число председатель КГБ СССР Владимир Крючков приказал сотрудникам группы «А» и лично ее командиру выдвинуться в подмосковный поселок Архангельское-2 и усилить при необходимости посты охраны. В тот момент на даче находились президент РСФСР Борис Ельцин и лица из его ближайшего окружения.
«Альфа» не блокировала будущего российского лидера и не получила указания предпринять по отношению к нему каких-либо действий. Кроме того, 20 августа бойцы группы «А» не пошли на штурм Белого дома, поскольку не было письменного приказа.
После возвращения из Фороса в Москву 22 августа президент СССР Михаил Горбачев отказался от должности председателя ЦК КПСС, распустил КПСС, кабинет министров, республиканские министерства и целый ряд других государственных органов. Попытки ГКЧП захватить власть не увенчались успехом, все члены Комитета были арестованы. Август 1991 года ознаменовал собой конец власти КПСС и привел к распаду СССР.
14 июня 1995 года чеченские боевики во главе с полевым командиром Шамилем Басаевым захватили больницу в Буденновске в Ставропольском крае. Тогда в заложниках у 160 террористов оказались более тысячи человек — около 450 сотрудников медперсонала и 650 пациентов. Боевики потребовали вывести российские войска из Чечни.
Бойцы «Альфы» принимали участие в операции по освобождению заложников. Филатов, автор книги «Буденновский рубеж», отмечал, что штурм медучреждения, по мнению представителей оперштаба, мог закончиться гибелью всех захваченных гражданских лиц и около 70% военных.
«Нас воспитывали на постулате: сохранить жизни заложникам и по возможности преступнику, чтобы допросить его, изучить мотивацию, найти подельников», — вспоминал Филатов.
Террористы согнали людей в заминированный подвал и заложили взрывчатку на кислородной станции. В первый день атаки они расстреляли шестерых заложников с целью устрашения силовиков.
По воспоминаниям ветерана «Альфы» Юрия Демина, которого ранили в ходе перестрелки с боевиками, в оперативном штабе изначально не собирались штурмовать больницу. Силовики понимали, что от любой шальной пули заминированное здание взлетит на воздух. Однако приказ Ельцина изменил планы, и военные начали операцию по взятию медучреждения под шквальным огнем.
Штурм унес жизни троих участников «Альфы», в том числе командира Владимира Соловьева, 30 спецназовцев получили ранения. Спустя несколько часов после начала операции террористы запросили переговоры, значительно смягчив свои условия. По договоренности с властями, террористы освободили часть заложников и вернулись на территорию Чечни, по дороге отпустив еще часть.
Из полутора тысяч заложников погибли 129, 415 были ранены. Милиция и спецназ уничтожили 16 боевиков, сообщили в Управлении ФСБ России по Ставропольскому краю.
Кроме того, «Альфа» участвовала в защите Дагестана от нападения чеченских сепаратистов. 9 января 1996 года несколько отрядов боевиков под командованием Салмана Радуева совершили вооруженный налет на находившийся рядом с административной границей Чечни город Кизляр. В частности, они атаковали аэродром и военный городок батальона внутренних войск МВД. Позднее бандиты захватили в городе больницу, родильный дом и жилую девятиэтажку, согнав туда гражданских и взяв их в заложники.
Тогда руководство ФСБ и МВД решило освободить мирных жителей силой, без проведения каких-либо переговоров. В республику направили группу «А», а также отряды специального назначения Министерства внутренних дел и Минобороны. Дагестанские власти позволили Радуеву и его людям выехать на автобусах в Чечню, в обмен на это головорезы отпустили большую часть заложников. Радуев прибыл в село Первомайское, которое вскоре окружили федеральные войска.
15 января военные начали ожесточенный штурм села с применением артиллерии и авиации. Поводом стали перехваченные радиопереговоры между террористами, в которых они говорили о расстреле заложников. В Первомайском бойцы группы «А» выявляли и подавляли огневые точки противника, а также оказывали медицинскую помощь раненым. В результате спецоперации погибли три альфовца, были уничтожены 153 боевика, 30 задержаны. Общие потери мирного населения и военнослужащих федеральных сил составили 78 человек.
В марте 2000 года группа «А» участвовала в задержании Радуева, за которым охотились спецслужбы РФ. 13 марта 2000 года им стало известно, что чеченский командир находится в поселке Новогрозненский.
Офицеры группы «Альфа» установили, что Радуев прячется в надежном схроне, и привлекли кинолога со служебной собакой для его поиска. Пес обнаружил террориста в туалете. Спецназовы захватили Радуева и отправили в Москву, где его поместили в СИЗО.
Впоследствии директор ФСБ Николай Патрушев сообщил, что операция по захвату чеченского командира была настолько хорошо подготовлена, что прошла без единого выстрела.
Группа «А» сыграла особую роль в освобождении заложников при теракте на Дубровке осенью 2002 года. 23 октября террористы во главе с Мовсаром Бараевым взяли в заложники около 900 зрителей мюзикла «Норд-Ост», актеров и работников театрального центра.
Боевики требовали прекратить боевые действия в Чечне и угрожали взорвать здание. Длительные переговоры с бандитами не увенчались успехом. 26 октября бойцы Центра специального назначения ФСБ пошли на штурм здания. В ходе спецоперации все находившиеся в театральном центре боевики — 21 мужчина, включая Бараева, и 19 женщин — были уничтожены. По официальным данным, погибли 130 человек из числа заложников. Выжили 782, из них более 700 получили ранения различной степени тяжести.
Филатов в разговоре с NEWS.ru отметил, что операция в театральном центре на Дубровке в Москве стоит особняком.
«Офицеры понимали, что у них большая вероятность не вернуться из этого боя. Но никто не дал слабину, не вышел из строя, не отказался идти, хотя командир, понимая уровень риска, дал такую возможность. Все единым строем пошли освобождать заложников и, может быть, погибнуть. Это было массовое мужество!» — рассказал Филатов.
Однако, по его словам, произошло чудо. Никто из альфовцев не получил тяжелых ранений, террористы были уничтожены. «Причем многие из них — в прямом огневом контакте. Я не знаю других подобных операций, где спецназовцы готовы были идти фактически на гарантированную смерть ради небольшой вероятности спасти заложников. Дело в людях, которые служат в „Альфе“», — отметил собеседник NEWS.ru.
Читайте также:
Первые Герои СССР: как семь летчиков спасли челюскинцев из ледяного ада
Скандал со свастикой, килограммы золота: что таят в себе кремлевские звезды
Тайная война СССР и Англии: Рерих, буддисты-коммунисты и подкуп лейбористов