В последнее время в СМИ все чаще появляются сообщения о случаях сексуального насилия со стороны мигрантов. Иностранцы домогаются не только российских женщин, но и детей, в том числе мальчиков. Одно из последних громких дел — суд над таджиком Назарали Сайакбаровым, который надругался над дочерью участника СВО. О том, как остановить преступность среди мигрантов и стоит ли наказывать их более жестко, — в материале NEWS.ru.
В августе 2023 года в Магнитогорске уроженец Таджикистана Назарали Сайакбаров, который подрабатывал таксистом, приехал на очередной вызов. В машину села 16-летняя Диана (имя изменено). Так случилось, что и водитель, и пассажир в тот день пребывали в плохом настроении: Сайакбаров поругался с сожительницей, а девушка — со своим молодым человеком.
Во время поездки 26-летний водитель стал оказывать Диане знаки внимания. Сайакбаров несколько часов катал девушку по ночному городу, угощал пивом и шаурмой, а под утро предложил поехать к нему домой, где они занялись сексом. Так говорит мужчина.
Однако по версии следствия, все было по-другому. В конце поездки мигрант силой затащил Диану в квартиру и стал приставать к ней. Получив отказ, он изнасиловал девушку, а затем отвез ее домой. Там потерпевшая рассказала о случившемся родным.
Мужчина пытался заверить следствие, что все произошло по обоюдному согласию и что он не знал реальный возраст девушки — та якобы сказала, что ей 20 лет. Но по словам Дианы, она говорила таксисту, что недавно окончила 9-й класс и поступила в колледж.
«Соответственно, он должен был понимать: она — несовершеннолетняя», — прокомментировали ситуацию в правоохранительных органах.
В мае 2024 года суд признал мужчину виновным в изнасиловании несовершеннолетней и приговорил к восьми годам колонии строгого режима. Но защита обжаловала решение, и уже в сентябре Челябинский областной суд смягчил приговор — срок скостили до четырех лет и перевели преступника в колонию общего режима.
Такое решение возмутило общественность, ведь потерпевшая — дочь участника СВО. В дело вмешался председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он назвал наказание слишком мягким и поручил доложить о расследовании. В прокуратуре заявили о намерении обжаловать приговор суда.
В мае 2024 года в городе Ряжске Рязанской области исчезли двое несовершеннолетних мальчиков. Долгое время братья считались пропавшими без вести, но через несколько месяцев радиус поисков было решено расширить. И это помогло: 2 сентября детей нашли в деревне Аксенки Московской области, за несколько сотен километров от их родного дома.
Оказалось, что мальчиков выкрал их сосед — 38-летний уроженец Узбекистана по имени Джамиль. После задержания он признался, что дети были ему нужны для удовлетворения сексуальных потребностей. В течение четырех месяцев мужчина держал их в строительном вагончике и регулярно насиловал.
«Мужчина прятал их на территории животноводческой фермы в деревне Аксенки. <...> Подозреваемый признался, что несовершеннолетние были детьми его знакомых. Они вместе снимали дом в городе Ряжске Рязанской области», — говорилось в заявлении подмосковного главка МВД.
На допросе иностранец рассказывал, что «интим» с детьми у него был «на улице, в лесу, дома». Он также говорил, что собирался усыновить мальчиков. При этом, по словам соседей Джамиля, на родине у него есть родные дети, а в Россию он приехал на заработки: был курьером по доставке продуктов.
Мигранта почти сразу отправили под стражу. В его отношении возбудили уголовное дело о насильственных действиях сексуального характера и развратных действиях в отношении малолетних (пункт «б» части 4 статьи 132 и часть 2 статьи 135 УК РФ). По этим статьям мужчине грозит до 20 лет лишения свободы.
Ночью 20 июня 2024 года 31-летняя москвичка вместе со своим молодым человеком отдыхала на лавочке в столичном районе Покровское-Стрешнево. В какой-то момент к ним подошли двое мужчин восточной наружности и стали «неприлично себя вести». Пара пересела в другое место, но мигранты последовали за ними.
Возлюбленный женщины попытался мирно урегулировать ситуацию с незнакомцами. Это не помогло — мужчину избили. Пока шла драка, москвичка успела спрятаться в кустах, однако вскоре иностранцы нашли ее и, угрожая ножом, стали насиловать. Женщине пришлось изобразить удовольствие, поскольку она боялась, что в противном случае ее могут зарезать.
Все закончилось, когда к месту преступления прибыли полицейские — их вызвали прохожие. По подозрению в совершении насильственных действий сексуального характера были задержаны двое граждан Узбекистана 1991 и 1997 годов рождения.
«Зачем бы мне писать об этой чернушной истории? <...> Я тогда представила весь этот парк, избитого мужчину, который где-то лежит и тоже боится, изображающую удовольствие женщину в кустах и двух мигрантов, насилующих ее по очереди до приезда полиции. <...> И во всем этом гротеске у меня остро возникает вопрос — нам что, не хватает своих преступников?» — комментировала случившееся член СПЧ Марина Ахмедова.
Член СПЧ Кирилл Кабанов в разговоре с NEWS.ru назвал изнасилования со стороны мигрантов системной проблемой. По его мнению, она вызвана культурными и религиозными различиями русских и иностранцев. В частности, многие приезжие являются «не просто радикалами, а еще и людьми с низким уровнем образования и высоким уровнем агрессии», заметил он.
«Когда я посещал места лишения свободы и общался с заключенными, выяснилось, что изнасилование неверной, неверного или даже ребенка в рядах радикалов не считается чем-то позорным», — поделился Кабанов.
Собеседник NEWS.ru охарактеризовал происходящее как «конфликт цивилизаций». Он пояснил, что за такие деяния на родине этим людям может грозить, например, кровная месть. Однако в России такого нет, поэтому «они чувствуют свою безнаказанность».
«Тюрьма для них — это не самое страшное наказание», — добавил член СПЧ.
Решение проблемы Кабанов видит в сотрудничестве государства и гражданского общества, а именно в создании добровольных народных дружин, которые пресекали бы любое проявление насилия. Кроме того, член СПЧ призвал организовать обмен информацией с правоохранительными органами других стран и создать соответствующую базу данных. Тех же, кто въехал в страну «чистым» и уже в России совершил преступление, Кабанов призывает лишать гражданства (если таковое получено), сажать или высылать из страны.
«Есть понятие целевого завоза мигрантов. Мигрант должен приезжать только работать. Под конкретного работодателя, под конкретный срок. Должна быть возможность проверить его по QR-коду: что он делает, где находится, работает ли, платит ли налоги. Все это уже есть. Просто некоторым невыгодно, чтобы мигранты находились в режиме контролируемого пребывания», — подытожил собеседник NEWS.ru.
Вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников в беседе с NEWS.ru напомнил, что 16 октября Госдума приняла в первом чтении два важных законопроекта. Первый относит организацию нелегальной миграции к числу особо тяжких преступлений, а второй признает незаконное пребывание на территории РФ в качестве отягчающего обстоятельства при совершении преступлений.
«В Госдуме молодцы, приняли правильные законопроекты, направленные на борьбу с нелегальной миграцией. Это очень важно. Считаю, что эти меры в комплексе могут действительно повлиять на уменьшение уровня преступности среди мигрантов», — сказал правозащитник.
Кроме того, Мельников считает, что проблема должна решаться и на местах за счет регулярных профилактических мероприятий, когда «участковые ходят по местам проживания мигрантов». В этом контексте он упомянул так называемые мигрантские гетто, появления которых, по его мнению, допускать нельзя.
«Важный момент — общественный контроль органов МВД и миграционной службы. Должны быть независимые члены общественных советов при МВД, УВД и т. д. И взаимодействие с независимыми общественными организациями наподобие „Русской общины“ и „Зова народа“. Сейчас они (общественные советы. — NEWS.ru) у нас в большинстве своем только для вида», — заявил собеседник NEWS.ru.
Снижению объемов миграции и, соответственно, уровня преступности также должен поспособствовать контроль за организациями, получающими квоты на трудоустройство мигрантов. Мельников привел в пример строительные компании и ГБУ «Жилищник». Последнее, по его словам, «из своих собственных соображений устраивает к себе в основном только мигрантов», хотя работать дворниками в Москве готовы многие люди из регионов, сказал правозащитник.
«Еще один важный момент, на который я обращу внимание, — это неотвратимость наказания. Нужно, чтобы мигранты не могли откупиться. Как сейчас часто бывает, когда диаспоры своих выкупают за совершение тяжких преступлений», — подытожил Мельников.
Читайте также:
Ведро вместо туалета и график 6/1: садист превратил двух мигранток в рабынь
«Пора взяться за диаспоры»: почему мигранты убивают и насилуют безнаказанно
Повел в кусты за вкусняшками: курьер спас ребенка от пьяного мигранта
«Я их вырежу всех»: подросток-мигрант угрожал убить семью одноклассницы