Перед сегодняшним заседанием совета директоров Центробанка экономисты спорили только о том, на сколько пунктов наш регулятор поднимет учетную ставку. В том, что ставка подрастет, сомнений не было. Инфляцию как негативный момент экономической ситуации в стране особо отметил в ходе своей пресс-конференции Владимир Путин. Поэтому ЦБ должен был отреагировать.
А действовать команда Эльвиры Набиуллиной привыкла по классическим монетаристским рецептам путем повышения учетной ставки и ограничения массы циркулирующих на рынке рублей. В конце концов, и 16% ставки — это не 35%, как в соседней Турции. Вот ставку и повысили в пятый раз подряд.
Конечно, ситуация для нашего финансового блока непростая. Вот и президент, с одной стороны, выразил надежду на то, что вскоре рубль стабилизируется. А с другой — посвятил немало времени нашим экономическим успехам. А вопреки всем санкциям, главным критерием здоровой экономики остается рост ВВП. И тут в действиях ЦБ обычно отмечают противоречие.
Практически на протяжении всей карьеры Набиуллиной в Центробанке ее сопровождает критика, что она занимается исключительно таргетированием инфляции и валютных курсов, не заботясь об экономическом росте в стране. Что она слепо следует инструкциям МВФ, тормозя все попытки новой российской индустриализации.
Тем не менее теми же традиционными монетарными методами Набиуллиной удалось взять под контроль финансовую ситуацию в стране, дав повод посмеяться над теми, кто в феврале 2022 года бросился скупать доллар по 130 рублей.
И вот после скачка доллара до 100 рублей включился обычный механизм стимулирования сбережений в рублях, способный давать очень неплохой доход. А значит, соблазн перевода «деревянных» в конвертируемые валюты уменьшился. И Центробанк в пятый раз поднимает ставку. И нет никаких гарантий, что до мартовских президентских выборов ставка не подрастет еще как минимум один раз.
Впрочем, глава Центробанка постоянно выражает свою озабоченность в отношении тенденции, которая противоречит ее финансовым принципам чистого монетаризма. Эльвира Сахипзадовна отмечает вопиющее противоречие между ее уверенностью в необходимости повышать ставку и сохраняющимся льготным кредитованием, что, по ее мнению, раскачивает инфляцию. Иными словами, возникает эдакий финансовый замкнутый круг: из-за практики раздачи льготных (на уровне 5–6%) кредитов она вынуждена, мол, и дальше поднимать ставку.
Между тем наша обрабатывающая промышленность вряд ли бы показала отмеченный президентом рост без такой поддержки. А есть еще строительство, остающееся локомотивом экономики в целом. Не говоря уже о предприятиях ВПК, чья особая поддержка не обсуждается. А вот недостаточное финансирование сельского хозяйства, например, уже привело к скачку стоимости куриных яиц, поскольку сами производители не могли расширять производство только за счет своего капитала. Так что не все так однозначно... И с новыми ставками ЦБ надеяться на то, что куры начнут активнее нестись, явно не стоит.
Но особенно главу Центробанка раздражает льготная ипотека, которую правительство все время продлевает. ЦБ опасается, что в этой сфере надуется «пузырь». И значительная часть взявших такую ипотеку окажется некредитоспособными. Более того, Набиуллина надеется, что такой льготный период продлится только до лета 2024 года.
Однако мало будет желающих брать ипотеку под 20–25%. То есть квартиры будут покупать меньше. Молодые не будут развиваться... Но такая ситуация разве не противоречит курсу на многодетную семью и улучшение демографических показателей в стране? Словом, такую квадратуру круга решить непросто. Или ее никто и не планирует решать?
Пока предполагается, что меры по стабилизации рубля будут действовать до президентских выборов в марте 2024 года и что пока доллар будет колебаться в диапазоне 90–95 целковых. Впрочем, наш обыватель, переживший за время нашей демократии немало «черных» четвергов и вторников, ко всему готов.
Читайте также:
Путин призвал мигрантов уважать традиции и законы России
Путин думает о своем месте в истории: что показала пресс-конференция
Помпео и дети: кандидат в президенты США вычистит из школ «всякую дрянь»
Живем ли мы в «матрице»: итоги исследования, что говорят законы физики