В Турции 15 и 16 апреля проходят переговоры по обеспечению стабильности в Черном море между делегациями Великобритании, Франции, Украины и Турции. Параллельно с этим страны НАТО проводят все более агрессивную политику на море в отношении РФ, а в Британии вообще предложили устроить Москве блокаду. Какую формулу могут принять в Турции? Согласится ли Москва на новую зерновую сделку и может ли начаться война из-за морской блокады — в материале NEWS.ru.
15 апреля в ходе пресс-конференции в Одессе президент Украины Владимир Зеленский подтвердил, что во встрече, посвященной проблемам безопасности в Черном море, участвуют представители Украины, Франции, Великобритании и Турции.
«Там представители Европы, которые были определены на саммите в Париже. Это Британия, Франция, обязательно присутствие Украины и принимающая сторона, Турция», — заявил Зеленский. Он добавил, что участники встречи работают над вопросами безопасности в рамках «коалиции желающих».
Ранее телеканал CNN Türk сообщил, что на мероприятии в Турции также пройдут переговоры представителей России и Украины, поскольку 13 апреля турецкий МИД заявил, что готов их организовать.
«Если стороны захотят встретиться в Турции, наши двери всегда открыты», — пояснил глава МИД Турции Хакан Фидан.
Однако в администрации президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана эту информацию не стали подтверждать, а впоследствии ее опроверг министр иностранных дел Украины Андрей Сибига.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, в свою очередь, отказался комментировать это сообщение. Он заявил, что не понимает, о чем именно сообщило турецкое СМИ.
Британский аналитический центр Royal United Services Institute (RUSI) предложил создать в Черном море линию напряжения для России. В статье «Значение Черного моря для европейской безопасности» продвигается тезис о том, что Лондон и другие члены НАТО должны ограничить свободу действий российского флота в Черноморском бассейне. RUSI отмечает необходимость «работы» в этом отношении с Украиной и Турцией, так как Черноморский ВМФ России может представлять угрозу для Альянса в условиях потенциальной «горячей войны».
«Начнем с того, что Турция входит в НАТО. И ее главный политический партнер — Британия. Мало того, Турция была первой страной, которая после Brexit заключила с Британией соглашение о стратегическом партнерстве. Это не значит, что турки являются вассалами англичан. Но тем не менее кто крупнейший экономический партнер Турции? Евросоюз», — заявил в разговоре с NEWS.ru доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
В руководстве РФ неоднократно указывали на необходимость обеспечения безопасности на Черном море. Так, 1 апреля 2025 года глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Москва представила Вашингтону конкретные предложения по реализации черноморской инициативы. Необходимость этих шагов он объяснил нежеланием возвращаться к условиям черноморской сделки, заключенной в 2022 году. По его словам, в рамках того соглашения не учли российские интересы, в отличие от украинских.
25 марта Кремль выразил готовность вернуться к зерновой сделке лишь при соблюдении нескольких условий. В частности, с России должны были снять ряд санкций: вновь подключить к системе SWIFT, отменить ограничения на торговое финансирование и страховые операции, а также запреты для российских компаний-экспортеров удобрений и продовольствия.
«Без участия России безопасность в Черном море обеспечить невозможно», — заявил в разговоре с NEWS.ru профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ, эксперт клуба «Валдай» Станислав Ткаченко. Поэтому, считает он, скорее всего, идут теоретические дискуссии, как можно проводить корабли из устья Дуная до Босфора, не выходя из территориальных вод, чтобы они не досматривались.
«Есть же украинские порты на Дунае или в Одессе, которые Россия рассматривает как законные цели», — напомнил Ткаченко.
По его мнению, все это обсуждение без России лишено смысла. «Пока идет специальная военная операция, мы рассматриваем любое судоходство на Черном море как потенциально враждебное, а сами суда — как способные перевозить вооружение, военную технику Украины», — пояснил эксперт.
Первый договор по черноморской зерновой инициативе был подписан 22 июля 2022 года. Согласно ему, были созданы безопасные морские коридоры для вывоза украинского зерна из трех портов: Одессы, Южного и Черноморска. За их безопасность отвечал Киев.
Реализация соглашения вызвала ряд проблем. Так, 29 октября 2022 года Россия объявила о его приостановке после атаки украинских беспилотников на военные корабли в Севастопольской бухте. Однако уже 2 ноября действие договора было восстановлено. Но 17 июля 2023 года Москва отказалась продлевать сделку без выполнения ряда условий. Среди них были частичная отмена санкций и переподключение России к SWIFT.
По мнению Ткаченко, смысла для России соглашаться на новую зерновую сделку, если ей поступит такое предложение, нет. «Начиная с февраля 2022 года Российская Федерация по большому счету никаких трудностей с экспортом своего зерна не испытывала. Были сложности со страхованием судов. Наверное, в какой-то момент были сложности с переводом денег», — отметил политолог.
Так что интереса Москвы в этой сделке нет, кроме одного. «РФ может обменять свое согласие на экспорт украинского зерна на снятие санкций, причем и против банков, и против страховых и судоходных компаний. Сейчас ставка более крупная: когда будет заключена сделка по Украине между Россией и Соединенными Штатами, все эти вопросы снятия санкций туда войдут. И тогда зерновая сделка будет тоже частью умиротворения конфликта», — пояснил эксперт.
Между тем страны НАТО регулярно предпринимают действия, которые накаляют обстановку и в Балтийском море. Так, 14 апреля президент Эстонии Алар Карис подписал закон, который разрешает атаковать гражданские суда в море, если они представляют «угрозу эстонской инфраструктуре, обеспечивающей оказание жизненно важных услуг, объектам гособороны, портам и прочим сооружениям или оборудованию».
Также страны НАТО начали арестовывать гражданские суда в акватории Балтики. Например, из-за повреждения кабеля Estlink 2, проходящего между Финляндией и Эстонией, Хельсинки задержал танкер Eagle S под флагом Островов Кука. Экипаж судна обвиняли в том, что якобы он вывел из строя подводный кабель, а также осуществлял поставки российской нефти по «параллельному импорту».
В январе 2025 года финское управление транспорта и связи выявило 32 недостатка на танкере. Однако найти подтверждения подозрениям в повреждении кабеля им так не и удалось. Так что финны решили не возбуждать дело о нарушении санкций. Однако они сочли танкер частью российского «теневого флота», не предъявив доказательств.
После других инцидентов с повреждением кабелей НАТО 7 января 2025 года заявила о планах направить в Балтийское море 10 кораблей для охраны важных морских объектов. А через неделю, во время саммита государств Северной Европы и Балтии, Североатлантический альянс резко нарастил военное присутствие в Балтийском море в рамках операции Baltic Sentry, которая продлилась 90 дней.
По словам Трухачева, в Балтийском регионе «есть страна под названием Швеция», в которой «русофилов меньше всего в мире». На втором месте идет Дания, на третьем — Финляндия. «Естественно, все будут искать способы, как „нагадить“ России насчет проливов. Напомню, что Дания, к примеру, закрывает нам выход из Балтийского моря», — отметил эксперт.
Пока к этому никто не готов: «демография не та, даже в Турции», отметил Трухачев. «В данном случае под демографией я имею в виду, что призывного контингента мало. Детей в семьях мало, их на войну отдать жалко. Это красная черта для европейских стран. Только Украина готова пойти на заклание, все остальные отдавать своих граждан на убой не готовы. Но это единственная красная черта, которая существует для европейских стран в противостоянии с Россией», — считает он.
По его мнению, если случится масштабный вооруженный конфликт, то происходить он будет на суше. «Британия, конечно, морская держава, и мыслят там в морских категориях. А сухопутные силы Британии даже стадион „Уэмбли“ не смогут заполнить. Конечно, они будут готовиться к прямому конфликту с Россией. Возможно, у Евросоюза и найдутся деньги на это, пусть не €800 млрд. Вопрос в том, что пока они к этому не готовы ни физически, ни морально», — заключил эксперт.
Читайте также:
Киев сорвал сделку с Россией и Турцией. Что теперь будет в Черном море?
Крымский мост спасен. Российское чудо-оружие потопит все морские дроны ВСУ
Белоусов приказал защитить Черное море от дронов США. Тайные козыри ВС РФ
«Сергей Котов», «Цезарь Куников»: 10 способов защитить Черноморский флот
«Убийца» морских дронов HUNTER: как он поможет РФ в борьбе с катерами ВСУ