Суд с Эрдоганом, похабный Христос: что стало с Charlie Hebdo после теракта

Европа 07 января, 2025 / 00:00

Ровно 10 лет назад в редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo ворвались вооруженные террористы и открыли стрельбу — причиной для этого стала публикация карикатур на пророка Мухаммеда. Нападение всколыхнуло весь мир и положило начало целой серии терактов. Тем не менее жестокая месть радикалов не заставила руководство издания отказаться от провокационных материалов. Как развивались события 7 января 2015 года и чем сейчас живет Charlie Hebdo — в материале NEWS.ru.

Как произошла атака на Charlie Hebdo

7 января 2015 года около 11:20 по местному времени у дома № 6 на улице Николя-Аппер в Париже остановился черный автомобиль. Из него вышли два вооруженных человека в балаклавах и попытались пройти в редакцию Charlie Hebdo. Однако на входе выяснилась ошибка: в здании располагался архив журнала, в то время как его сотрудники работали в доме № 10 на той же улице. Застрелив случайного прохожего, террористы двинулись туда.

Когда нападавшие ворвались внутрь, в редакции шла утренняя планерка. Боевики открыли огонь по собравшимся журналистам, убив 10 человек — в том числе главного редактора Стефана Шарбоннье. Затем стрелявшие попытались скрыться, но к редакции уже прибыла полиция. Завязалась перестрелка и погоня, в ходе которой террористы напали еще на одну жертву — полицейского велосипедной бригады, ставшего 12-м погибшим.

Убегая от правоохранителей, террористы достигли 19-го округа Парижа, где бросили свой Citroen C3 и пересели на другую машину, отобранную у незнакомого водителя. Полиция потеряла их след.

Кто напал на редакцию Charlie Hebdo

Уже утром следующего дня газета Le Point со ссылкой на источники в правоохранительных органах назвала имена предполагаемых преступников. Она сообщила, что стрельбу вели два брата — 34-летний Саид и 32-летний Шариф Куаши, французы алжирского происхождения.

Выяснилось, что старший из братьев ранее отбыл тюремный срок за участие в группировке, вербовавшей добровольцев для участия в боевых действиях в Ираке. Кроме того, оба мужчины воевали в Сирии в рядах формирований, выступавших против правительства Башара Асада. К атаке на Charlie Hebdo также был причастен 18-летний бездомный Хамид Мурад — он сам пришел в полицию, рассказав, что подвез боевиков до места преступления.

Фото: ZUMAPRESS.com/Global Look PressПолиция и скорая у офиса редакции Charlie Hebdo, 2015 год

По месту жительства Куаши в городе Реймс прошли обыски, но там братьев не оказалось. Их нашли 9 января в местечке Даммартен-ан-Гоэль. Террористы забаррикадировались в здании типографии в промзоне, взяв одного заложника. Когда правительственные силы начали штурм, Куаши выбежали из типографии и открыли огонь по правоохранителям. Ответным огнем они были убиты.

Неспокойно в этот момент было и в Париже. Там вооруженный автоматом мужчина захватил магазин кошерных продуктов, взяв в заложники четырех человек. Он пригрозил убить их, если силовики будут штурмовать типографию, где укрылись Куаши. Как выяснилось позже, захватчика звали Амеди Кулибали. Все это время он находился на связи с исполнителями атаки на Charlie Hebdo, а также сам стал организатором серии нападений. К вечеру 9 января он, как и его сообщники, был ликвидирован.

10 января стали известны истинные организаторы нападений. Ответственность за теракты на себя взяли «Исламское государство» (ИГ, организация признана в РФ террористической, деятельность запрещена) и «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (организация признана в РФ террористической, деятельность запрещена). Новостная служба «Сурия аль-Эн» сообщила, что во время пятничной проповеди «глава имамов ИГ» шейх Абу Саад аль-Ансари назвал атаки во Франции «посланием всем участникам международной коалиции». «Сегодня мы начали вылазки во Франции, но завтра придет черед Великобритании, США и всех остальных», — сказал он.

Руководитель Центра французских исследований института Европы РАН Юрий Рубинский в беседе с NEWS.ru отметил, что вопрос свободы слова по отношению к религиям, и в частности к исламу, во Франции встал очень остро. «Властям Франции до сих пор не удалось сформулировать какой-то принцип урегулирования противоречий между традиционными понятиями свободы слова и прессы и религиозным догматизмом. Во Франции до сих пор толком не отделена церковь от государства и есть большое количество религиозных школ и вузов, в которых учатся примерно 20% от общего числа школьников и студентов», — отметил он.

Фото: Shutterstock/FOTODOMОбложка Charlie Hebdo

Почему напали на Charlie Hebdo

Еженедельник Charlie Hebdo был основан в конце 1960-х годов. Команда журнала считала, что для юмора нет запретных тем. Нередко в издании публиковались карикатуры религиозного характера. Например, в 2013 году под его эгидой вышла книга комиксов под названием «Жизнь Мухаммеда», а на страницах самого журнала — изображения голого пророка. Незадолго до нападения на редакцию художники опубликовали в Twitter (сейчас — Х) карикатуру на лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади.

Сотрудники еженедельника получали угрозы еще до теракта 7 января. Сайт Charlie неоднократно взламывали хакеры, а в 2011 году офис журнала закидали бутылками с зажигательной смесью. Главред Шарбоннье из-за угроз был помещен под охрану полиции. Он признавался, что осознает риски, связанные с работой. В интервью Le Monde в 2012 году редактор заявил: «У меня нет детей, жены, машины и кредита. Возможно, это прозвучит высокомерно, но я скорее умру стоя, чем буду жить на коленях».

После теракта в редакции журналистское сообщество выразило свою солидарность с командой издания, а по всей Франции прошли стихийные митинги, которые поддержали и в других странах. Участники акций держали плакаты с лозунгом Je suis Charlie («Я — Шарли»). У здания французского посольства в Москве был создан стихийный мемориал, куда люди несли цветы и свечи.

Профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО (У) МИД России, доктор исторических наук Евгения Обичкина в беседе с NEWS.ru отметила, что трагедия в Париже мобилизовала французов.

«С одной стороны, общественное мнение Франции было возмущено и взбудоражено, а с другой — там понимали, что атаки имели цель запугать народ и заставить отказаться от существующего образа жизни, свободы мысли и слова. Все это мобилизовало общественное мнение. В то же время я уверена в том, что Франции следует отстаивать ценности светского государства», — добавила она.

Фото: Ania Freindorf/ZUMAPRESS.com/Global Look PressЛюди с плакатами портретов жертв пострадавших в результате нападения на террористов, 2015 год

Что сейчас с Charlie Hebdo

Всего жертвами нападений во Франции в январе 2015 года стали 17 человек — 14 гражданских и три полицейских. По обвинению в пособничестве террористам были арестованы 11 человек, которые в сентябре 2020 года предстали перед судом. Еще троих, находившихся в международном розыске, судили заочно. Они получили от четырех лет колонии до пожизненного.

До нападения братьев Куаши «Шарли» находился на грани банкротства, после — бил рекорды продаж, выпускаясь миллионными тиражами. Первый же номер еженедельника, вышедший после атаки, содержал в себе карикатуру на Мухаммеда. Весь тираж, выпущенный 14 января 2015 года, раскупили в первый час после открытия газетных киосков и магазинов. Он составил 3 млн экземпляров, но затем было решено выпустить еще 4 млн.

В следующие годы на страницах «Шарли» вышло немало провокационных рисунков. В 2017 году его авторы высмеяли теракт в Барселоне, где террорист на автомобиле протаранил толпу пешеходов. Жертвами стали полтора десятка человек, еще около 130 получили ранения. В 2020-м журнал разместил на обложке карикатуру на президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана: на ней политик был изображен в нижнем белье и поднимающим подол чадры женщины. К картинке прилагалась подпись об «игривости» турецкого лидера. В ответ Эрдоган подал в суд на издание. Тогда же «Шарли» переиздал скандальные рисунки с пророком.

На сайте журнала даже есть специальный раздел «Религия», где собраны все изображения на эту тему — например, с распятым Христом с венком из половых органов вместо тернового. Такая карикатура сопровождала статью «Сексуальное насилие. В церкви мужественность пахнет святостью» Лауры Досси. Материал вышел еще в октябре 2024 года, но до сих пор висит в топе публикаций раздела.

Фото: Alen Gurovic/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Обичкина отмечает, что редакционная политика Charlie Hebdo практически не поменялась. «После теракта в издании решили не вносить никаких коррективов в свою работу. Теракты служили для того, чтобы запугать и заставить редакцию никого не задевать. Но Charlie Hebdo известно именно тем, что оно не боится ранить, — и эту марку они стараются держать», — подчеркнула собеседница.

По мнению Рубинского, французы вряд ли готовы отказаться от своих свобод, даже если это игра «на грани». Однако тренд на исламизацию значительной части общества — реальность, с которой в будущем им придется считаться, резюмировал эксперт.

Читайте также:

Макрону доверяют только 32% французов

В Европе заблокировали Telegram-каналы крупных российских СМИ

Во Франции рассказали об истинном отношении граждан страны к России