Грязные тайны Зеленского: кто и как наживался в Чехии на подачках Украине

Европа 15 января, 2026 / 01:00

Премьер-министр Чехии Андрей Бабиш рассказал, что предыдущее правительство страны тайно финансировало Украину на десятки миллиардов крон. Это вызывало бури возмущения в республике. Опрошенные NEWS.ru эксперты считают: не только Прага тайком спонсирует Киев и это должно вызвать вопросы общественности европейских стран к их правительствам. Почему раскрытый Бабишем секрет может быть сопряжен с коррупцией и как этот скандал отразится на позициях России — в материале NEWS.ru.

Как связано финансирование Прагой Украины и масштабная коррупция

Премьер-министр Чехии Андрей Бабиш заявил, что предыдущее правительство страны тайно профинансировало из бюджета поставки оружия Украине на сумму 17,1 млрд крон (около €705 млн, или более 64,4 млрд рублей). По словам политика, эти траты были строжайше засекречены.

Параллельно в Чехии до недавнего времени осуществлялась программа закупок боеприпасов для ВСУ. В рамках этой инициативы, к которой присоединилось около 20 стран Запада, Прага планировала поставить Киеву 1,5 млн снарядов. По данным немецкого издания Berliner Zeitung, всего за годы проведения программы чешское правительство выделило на эти нужды $4,5 млрд.

Экс-премьер страны Петр Фиала выступил с критикой Бабиша. По его словам, обнародование подобных сведений «создает серьезную угрозу национальной безопасности государства».

Секретные ассигнования на нужды ВСУ могут быть связаны с двумя факторами: потенциальным недовольством части электората и политических элит, скептически настроенных к помощи Украине, и с коррупционной составляющей, считает политолог и историк Владимир Андреев.

«Основная поддержка Украины не тайная и четко прописана в бюджетах как ЕС, так и отдельных европейских стран. Но, безусловно, там есть и скрытые статьи. Даже от депутатов парламентов, которые не поддерживают войну на Украине», — отметил он в разговоре с NEWS.ru.

Эксперт выразил уверенность, что в этой схеме «замешана большая коррупция». «Коррупция, как известно, любит тишину и тьму. Поэтому я думаю, что эти 705 миллионов были распилены между чешским правительством и режимом Зеленского. Для меня совершенно очевидно: эти деньги не пошли на закупку вооружения или амуниции для украинской армии», — подчеркнул он.

Может ли скандал с тайным финансированием ВСУ выйти за пределы Чехии

Подобные тайные траты на Украину есть не только в Чехии, но и в других странах Запада, уверен историк Юрий Якорь.

«Разумеется, Украине помогала таким тайным образом далеко не только Чехия, а, скорее всего, бо́льшая часть стран Евросоюза. И по той простой причине, что для официального проведения подобных трат через бюджет требуется согласование на уровне парламента, строгая отчетность и публичность, европейским бюрократам светить такие транши не хочется. Не стоит забывать, что у рядовых европейцев вызывает все большее недовольство финансовая помощь Украине. Они все чаще говорят: „У нас повышаются налоги, цены на электричество, урезаются социальные бюджеты, а вы помогаете Украине!“», — подчеркнул эксперт в беседе с NEWS.ru.

По его мнению, обнародование Бабишем подобных сведений может стать прецедентом для ЕС: другие оппозиционные партии тоже начнут задавать неудобные вопросы своим правительствам.

«Для партий вроде „Альтернативы для Германии“ или блока Сары Вагенкнехт это может оказаться очень интересным кейсом, который можно будет использовать в политической борьбе. Тем более если упирать на простую мысль: эти расходы, не отраженные в бюджете, так или иначе могут быть потрачены не только на закупку снарядов, но и на коррупцию или еще что-то незаконное. Можно опять же спросить: а откуда у Украины незадекларированное оружие, которое ей официально никто не поставлял? Много, в общем, можно задать неприятных вопросов», — уверен историк.

Для Чехии это особенно актуально. «Давайте просто вспомним, что изначально планируемый дефицит бюджета Чехии в 2025 году составлял около 240 млрд крон, но на практике достиг 290 млрд. Поэтому любые деньги, которые уходят непонятно куда, вызывают у чехов острые приступы недовольства», — пояснил Якорь.

По словам историка, основной вопрос для Праги заключается уже не столько в поддержке Украины, сколько в том, сможет ли она выправить ситуацию с бюджетом в целом. «Сейчас новое правительство Чехии заявляет, что будет экономить и резать все нецелевые траты. Но получится ли у Бабиша и экономить, и не вызывать резкое недовольство электората уже своей экономической политикой — это большой вопрос», — сказал эксперт.

Что означает скандал в Чехии для России

По мнению Андреева, для России в этом скандале есть определенные плюсы.

«Понятно, что сами снаряды, амуницию и прочее европейцы покупают для Украины вбелую, а тайно они отправляют деньги на поддержку какого-нибудь „гендерного равенства“ внутри ВСУ, на съемки фильмов об украинской армии — в общем, на то, что называется „коррупционноемкие статьи расходов“. Поэтому в принципе для нас это не так плохо. Пусть ребята занимаются своими делами, пилят народные чешские деньги и чешский народ потом с этих ребят спросит», — сказал эксперт.

Однако, по его мнению, Бабиш рискует столкнуться с внешним давлением других европейских лидеров и проукраинских политических элит в самой Чехии.

«Не знаю, сумеет ли Бабиш сдержать свои обещания и по экономии бюджета, и по отказу от финансирования Украины, потому что на него будет, да уже и сейчас оказывается колоссальное давление со стороны тех же централизованных властей ЕС, из Брюсселя», — отметил Андреев.

Обнародование непубличных трат не приведет к изменению европейской политики в отношении России и Украины, уверен Якорь.

«Да, сейчас премьер-министром стал Бабиш. Но проевропейская и проукраинская оппозиция там все равно крайне сильны. Поэтому говорить о том, что в Чехии или остальной Европе возобладает здравый смысл или что народное недовольство тайными тратами достигнет в ближайшее время критической точки, не приходится», — считает эксперт.

Читайте также:

Наступление ВС РФ в Донбассе 14 января: ситуация у Краматорска и Славянска

Чехия денег не даст: почему Евросоюз начал «сливать» Украину

«Будет гораздо хуже»: почему европейские лидеры ждут кошмарного 2026 года