Лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов предложил ввести в стране «рыбный четверг». Инициатива парламентария предполагает продажу рыбы в магазинах со скидкой 50% один раз в неделю. Опрошенные NEWS.ru эксперты оценили предложение депутата и рассказали, могут ли вслед за «рыбными» появиться «мясные», «яичные» и «овощные» дни.
Инициатива о введении «рыбного дня» со скидками не решает системных проблем рынка, считают опрошенные NEWS.ru специалисты. По их мнению, такая мера может иметь краткосрочный эффект, но создаст дисбаланс в долгосрочной перспективе.
«Предложение носит тактический характер и не решает стратегические вопросы. Хотя отдельные социальные группы могут временно выиграть, для рынка в целом это чревато негативными последствиями», — рассказала доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Ильяшенко.
К предложению Миронова также скептически отнесся и вице-президент Рыбной ассоциации Александр Фомин. Эксперт напомнил, что исторически «рыбный день» в СССР был введен из-за перепроизводства — ежегодный улов превышал 11 млн тонн при ограниченных возможностях экспорта. В современных условиях, когда рыба полностью распределяется между внутренним и внешним рынками, введение принудительных скидок может нарушить рыночное равновесие.
«Непонятно, как механизм „рыбных четвергов“ будет работать. Скидки в 50% вызовут нездоровый ажиотаж покупателей, и они перестанут покупать рыбу по другим дням. Это явный дисбаланс спроса и предложения», — отметил собеседник NEWS.ru.
Для реального повышения доступности рыбной продукции необходим комплексный подход, в частности сокращение доли издержек в сфере обращения, считает Светлана Ильяшенко.
«Чтобы сделать рыбу действительно доступной, нужен системный подход, направленный на сокращение именно той самой доли „оборота сферы обращения“ (62,76%) путем снижения логистических затрат (для мороженой рыбы) и развития альтернативных каналов сбыта (для свежей)», — пояснила Ильяшенко. Решение проблемы она видит в снижении логистических затрат (модернизация портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке, обновление рефрижераторного парка и субсидирование железнодорожных перевозок), развитии альтернативных каналов сбыта (создание кооперативов и альянсов производителей для усиления переговорных позиций с торговыми сетями) и сокращении посреднического звена (доля оборотов которого составляет 33,08%).
Кроме того, нужно стимулировать глубокую переработку на месте вылова, отмечает эксперт.
«Сегодня значительные объемы российской рыбы уходят за рубеж в виде неразделанного мороженого сырья, а потом частично возвращаются в виде филе и пресервов. Развитие перерабатывающих мощностей в регионах добычи позволит увеличить добавленную стоимость и сократить трансакционные издержки», — объяснила она.
Реальный путь к доступной рыбе — это масштабная работа по снижению издержек в цепочке «судно — прилавок» через инвестиции в инфраструктуру, логистику и поддержку конкуренции, о чем, в частности, говорил президент на совещании по рыбной отрасли, резюмировала Ильяшенко.
По расчетам Ильяшенко, реализация инициативы о 50%-х скидках на рыбу потребует от всех участников рынка работы в убыток. Как пояснила экономист, даже при полном отказе от прибыли участники цепочки не смогут покрыть операционные расходы, которые составляют почти 12% от стоимости.
По ее словам, структура розничной цены на рыбу живую, свежую или охлажденную кардинально отличается от структуры цены на мороженую рыбу. В цепочке создания стоимости свежей рыбы производитель играет гораздо более значимую роль (отпускная цена составляет 55,03% от розничной цены), а доля оборота торговых и логистических посредников существенно ниже (44,68% от розничной цены).
Эксперт отметила, что свежая рыба обычно имеет более короткие цепочки поставок и является региональным продуктом, в то время как мороженая продукция может преодолевать тысячи километров до конечного потребителя. Это фундаментальное различие в формировании стоимости делает предложение о единых 50% скидках экономически нецелесообразным для всех категорий рыбной продукции.
«Соответственно, чтобы продавать свежую рыбу со скидкой 50%, ретейлеру придется не только отказаться от всей своей прибыли, но и покрывать из своего кармана часть затрат на доставку и продажу», — указала Ильяшенко. Фактически товар будет продаваться ниже своей закупочной цены, что чревато убытками.
Поэтому, если законодатель обяжет ретейлеров участвовать в «рыбных», «мясных» и, к примеру, «овощных» днях, розничные сети, скорее всего, будут вынуждены компенсировать убытки от акции одним из двух способов. Либо они повысят цены на другие товары повседневного спроса, где эластичность спроса ниже, и таким образом покупатель в итоге все равно заплатит, но опосредованно. Либо ретейлеры «надавят» на поставщиков, требуя от них специальных «акционных» цен, а это в перспективе ударит по производителям, заключила Ильяшенко.
Читайте также:
Икра, лосось и селедка: что будет с ценами к Новому году, ждать ли снижения
Цены на рыбу в РФ продолжат расти. Сколько стоит сегодня и что будет дальше
Цены на курятину резко взлетели в РФ. Что будет дальше, подорожает ли мясо