Банковская система, борясь с мошенниками, «перегнула палку» с блокировками счетов, считает председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Почему глава регулятора считает принятые меры избытычными?
Набиуллина уточнила, что россияне стали значительно меньше жаловаться на мошенничество, но одновременно с этим участились сообщения о необоснованных блокировках счетов.
«Вот мы что видим? Например, жалобы на мошенничество упали, серьезно упали, надеемся, что это тенденция, но при этом выросли жалобы на необоснованную блокировку счетов. То есть, борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули эту палку, что называется. Клиентам не всегда объясняли, почему заблокировали средства», — сказала глава Центробанка на конференции «Фокус на клиента».
По ее словам, в такие ситуации часто приходится вмешиваться специалистам регулятора. ЦБ требует от банков раскрывать полную информацию о причинах блокировок и подчеркивает необходимость действовать так, «чтобы у абсолютно добросовестных людей средства не блокировались».
«Мы эту ситуацию с вами разруливали, но первые признаки улучшения появились, и надеюсь, что проблема будет решена», — добавила Набиуллина.
Ранее глава Банка России поясняла, что блокировать средства могут по трем основаниям: при подозрении вывода средств мошенниками, отмывании денег и нарушении налогового законодательства.
Согласно закону №115-ФЗ, банки обязаны отслеживать подозрительные операции своих клиентов и при обнаружении приостанавливать транзакцию или полностью блокировать счет.
Блокировки чаще всего связаны с нетипичным поведением клиентов — частыми переводами или операциями, не соответствующими официальным доходам. В таких случаях банк ограничивает дистанционное обслуживание и просит объяснить характер операций.
По информации Росфинмониторинга, с января по сентябрь 2025 года в ведомство поступило 840 обращений от граждан и юрлиц по вопросам блокировки банковских счетов.
Там пояснили, что рост обращений связан с мерами банков против операций с признаками дроп-схем, когда россиян вовлекают в расчеты теневого бизнеса или вывод преступных средств.
ЦБ в августе этого года выпустил информационное письмо, в котором обязал кредитные организации доносить до клиентов полную и понятную информацию о причинах блокировки счетов и карт, а также о порядке действий для снятия ограничений.
В Росфинмониторинге напомнили, что законодательством предусмотрен механизм защиты прав клиентов. При отказе банка в проведении операции гражданин вправе предоставить документы, опровергающие основания для блокировки. Если кредитная организация не удовлетворит запрос, решение можно обжаловать в межведомственной комиссии при Банке России или в суде. Кроме того, клиент вправе обжаловать решение об отказе в совершении операции в судебном порядке.
Читайте также:
Что происходит с рублем? Курсы сегодня, 18 ноября: доллар, евро, юань
Королевская семья Британии: новости, брат Карла III стал нищим?
Рекорды тепла сменят злые морозы? Прогноз погоды в Москве до конца осени